Античная философия

КАЛОКАГАТИЯ

КАЛОКАГАТИЯ(греч.καλοκἀγαθία, τὸ καλὸν κἀγαθόν),термин античной этики, образованный из прилагательныхκαλός(прекрасный) иἀγαθός(хороший, добрый) и переводимый как «нравственная красота»;καλός κἀγαθός- человек прекрасный, добродетельный. Известный в ранней традиции (возможно, уже уСеми мудрецов,ср. изречение Солона «калокага-тии верь больше, чем клятве», D. L. I 60), наибольшее распространение получил в философии классического периода (софисты, Сократ, Платон и Аристотель), был употребим и в дальнейшем, напр., в ПозднейСтое.
Калокагатия стала одним из ключевых терминов учения Сократа, синонимом совершенной добродетели. Сократ и современная ему интеллектуальная традиция эпохи полисной демократии переосмыслили исходное значение термина, связанного с аристократической этикой (ср. Thuc. VIII 48, 3-6; Aristoph. Ran. 717 сл., Xen. Oec. VI, 8; 12). Калокагатия стала выражать не высшую нравственную оценку представителя аристократической элиты, прямо связанную с его природной арете, которая получает надлежащее воспитание, но такую универсальную добродетель, которая зависит от воспитания и постоянного совершествования в занятиях философией, что преодолевает все возможные недостатки телесной природы. По Ксенофонту, калокагатия была целью философствования Сократа (Ibid. I 6, 14), который отождествляет понятия «прекрасное» (καλόν), «хорошее»(ἀγαθόν)и «полезное»(χρήσιμον)для души, в результате благом и красотой нетелесной души оказывается добродетель (Xen. Mem. Ill 8). Калокагатию Сократ противопоставляет «постыдному», делая это в ходе характерного отождествления «мудрости» (= рациональное мышление) и «благоразумия» (= нравственное сознание), сближая т.обр. калокагатию с последним. Термин может быть применим не только к отдельной личности, но и к полису (III 5, 15: «нашему городу далеко до совершества»), и в таких контекстах он служит для уточнения понятий «полисная справедливость», «правильное устройство полиса».
В платоновской «Апологии Сократа» (Apol. 21d4) термин появляется в знаменитой формуле Сократа о незнании: мы «не знаем ничего хорошего»(καλὸν κἀγαθόν,рус. пер. М. С. Соловьева: «ничего в совершенстве не знаем»), чем подчеркнуто этическое содержание его философии. В платоновском «Пире» с помощью того же термина Сократ характеризуется как философ, думающий о вопросах нравственного совершенствования (Symp. 226а6).
Для Платона калокагатия была термином важным, но не центральным, ибо и философия его не исчерпывается этикой. Калокагатия иногда встречается в значении внешней красоты (Euthyd. 271b4; Рапп. 127ЬЗ), но чаще в значении красоты нравственной, выступая как синоним понятия «добродетель»: Gorg. 515а6 («человек достойный», противоположный дурному, т. е. несправедливому, распущенному и безрассудному); 527d2 («поистине достойный человек и предан добродетели»,καλός κἀγαθός, ἀσκῶν ἀρετήν);Symp. 204а5 («тем-то и скверно невежество, что человек и не калокагатий-ный, и не умный вполне доволен собой»), и др. Исключением выглядит пассаж из «Тимея» (Tim. 88c6), в котором Платон имеет в виду гармонично развитого человека, прекрасного и душой, и телом, относя καλό? к красоте тела, аἀγαθός— к красоте души.
В Академии калокагатия получила школьное определение как «умение избирать наилучшее нравственное решение» ([Plat.] Def. 412e8). Аристотель продолжает разрабатывать этот термин, см.: Ε. Ε. VII, 1248Ь8-1249а16; М. М. II9; Е. N. X, 1179Ы0-11. Калокагатия в указанных текстах выступает как синоним всецелой нравственной добродетели (синоним «справедливости вообще», в отличие от «справедливости частной»): «О нравственности говорят в связи с добродетелью: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями» (М. М. II 9, 1207Ь23-26). Человек добродетельный (калока-гатийный) «обладает прекрасными благами как таковыми и практически действует ради прекрасного как такового» (Е. Е. 1248Ь34-36). Калокагатия, определяемая как «полнота добродетели»(ἀρετὴ τέλειος,1249а 16), как правильное соединение нравственных и мыслительных добродетелей, является у Аристотеля раскрытием содержания формулы счастья как «полноты жизни в полноте добродетели» (1219а38-39); при этом калокагатия открывает путь к созерцанию бога (1249b). Аристотель подчеркивает, что совершенному в моральном отношении человеку, истинному философу, внешние блага (богатство, слава, почет) не могут повредить, более того, без них не может быть полноты и совершенства. В отличие от философов «многие не способны обратиться к калокагатии, поскольку привыкли повиноваться не стыду, но страху» (Ε. Ν. Χ 10, 1179Ы0-11).
Вэллинистической философиикалокагатия/калокагатийныйвстречаются у стоиков (Хрисипп, Музоний Руф), вероятно, в связи с высокой оценкой в школе образа Сократа. Хрисипп учил, что равносильны выражения «жить по природе», «жить прекрасно» и «жить хорошо» и, в свою очередь, равносильны «калокагатия» и «добродетель» (SVF II16). Музоний принимал это школьное отождествление и школьное почитание Сократа; по его мысли, человеческой душе врождено стремление к нравственности(πρὸς καλοκἀγαθίαν)и в каждом из нас заключено зерно добродетели (Diss. II24 Lutz). Калокагатия - конечная цель философии, философствовать - это и означает стараться быть добродетельным(καλοκαγαθίας ἐπιτήδευσις,fr. 8, p. 38, 16 Η. = Diss. IV 99).
Филон Александрийский охотно использует калокагатию как термин классического платонического словаря в значении «нравственное совершенство», «добродетель» (Philo. De virt.; Legg.; Somn.; Vit. contemp. и др.), при этом понимая совершенство как богопознание и богопочитание.
В сочинениях христианских авторов калокагатия встречается редко, сохраняя свой базовый смысл «добродетель» (Ign. Ер. 11, 14, 1; Bas. Caes. Ер. 15,1; 32,1; 313, 1; Greg. Naz. Ep. 62, 1). Византийский словарь Суда (s. v.Καλοκαγαθία,244) фиксирует память о главном содержании классического термина: «калокагатия - этоἀγαθότης».
Лит.:Wankel H.Kalos kai agathos. Diss. Würzb., 1961. N. Y., 1979;Donlan W.The origin of kalos kagathos, -AJP94, 4, 1973, p. 365-374;Bourriot F.Kalos Kagathos, -Kalokagathia. D'un terme de propagande de Sophistes à une notion sociale et philosophique. Étude de l'Histoire athénienne. Bd. I—II. Hldh.; Z; N. Y., 1995;Лосев А. Ф.Классическая калокагатия и ее типы, -Вопросы эстетики,1960, 3, с. 417 сл.;Он же.ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 386-439;Никитюк Е. В.К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н. э.: понятие и образκαλός καγαθόςу Ксенофонта, -ВСПбГУ,сер. 2, 1994, вып. 1 (2), с. 111-116.
М. А. СОЛОПОВА

  1. калокагатиягреч. kalokagathia от kalos прекрасный и agathos добрый в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешнихфизических и внутренних духовных достоинств как идеал в...Большой энциклопедический словарь II
  2. калокагатияКАЛОКАГАТИЯ греч. kalokagathia от kalos прекрасный и agathos добрый в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинс...Большой Энциклопедический словарь V
  3. калокагатиягреч. kalos kai hagatos красивый и хороший этикоэстетический идеал древнегреческой культуры предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств вызревающую в смене ...История философии
  4. калокагатияКАЛОКАГАТИЯstrongгреч. kalos kai hagatos красивый и хороший этикоэстетический идеал древнегреческой культуры предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств в...История философии II
  5. калокагатиягреч. Kalos прекрасный agathos добрый эстетический идеал гармонии духовного и физического начал человека сложившийся в Древней Греции. Совершенство телесного сложения ...Мировая художественная культура. Словарь
  6. калокагатияНачальная форма Калокагатия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. калокагатияКАЛОКАГАТИЯ греч. kalos kai hagatos красивый и хороший этикоэстетический идеал древнегреческой культуры предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств вызре...Новейший философский словарь
  8. калокагатиягреч. kalos kai hagatos красивый и хороший этикоэстетический идеал древнегреческой культуры предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств вызревающую в смен...Новейший философский словарь II
  9. калокагатиякалокагатия калокагатия и...Орфографический словарь
  10. калокагатиягреч.u kalokagathia от kalos прекрасный и agathos добрый в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинств как идеа...Педагогический терминологический словарь
  11. калокагатияОрфографическая запись слова калокагатия Ударение в слове калокагатия Деление слова на слоги перенос слова калокагатия Фонетическая транскрипция слова калокагатия [клакг...Полный фонетический разбор слов
  12. калокагатияпервоначально выражение для нравственного и гражданского превосходства означает на языке аристократов как и т. п. выражения знатных в противоположность массе и т. д....Реальный словарь классических древностей
  13. калокагатиякалокагатия и...Русский орфографический словарь
  14. калокагатиякалокагатия йлесмдлк жарасымдылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  15. калокагатиягреч.em kalos прекрасный agathos добрый. К. объединяет в себе эстетич. и этич. достоинства прекрасное kalon и доброе agathon. Основа К. совершенство и телесного сложен...Словарь античности
  16. калокагатиякалокагатия сущ. колво синонимов идеал Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  17. калокагатияКАЛОКАГАТИЯ греч . kalokagathia от kalos прекрасный и agathos добрый в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних физических и внутренних духовных достоинс...Современный энциклопедический словарь
  18. калокагатияот греч. прекрасный и добрый термин обозначающий идеал воспитания. Сократ называет ее совершенством телесного и духовного что включало в себя справедливость разумность му...Тематический философский словарь
  19. калокагатияУдарение в слове калокагатияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове калокагатия...Ударение и правописание
  20. калокагатияпрекрасный нравственно совершенный понятие широко применявшееся в античности. Обозначает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Под внутренним понималось прежде все...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  21. калокагатияКАЛОКАГАТИЯ греч. великодушиетермин которым Платон обозначил идеал воспитания у греков сочетание благородства богатства физических и духовных способностей. Нем. идеализм...Философская энциклопедия
  22. калокагатиягреч. от прекрасный и хороший нравственно совершенный непереводимый термин антич. эстетики обозначающий гармонию внешнего и внутреннего которая является условием кр...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  23. калокагатиягреч. великодушие термин которым Платон обозначил идеал воспитания у греков сочетание благородства богатства физических и духовных способностей. Нем. идеализмом понимаетс...Философский энциклопедический словарь II
  24. калокагатиягреч. calos прекрасное agathos доброе совокупность достоинств всеобщих принятых добродетелей делающих их носителя грекамужчину признанным членом общества сначала гетерии ...Человек и общество
  25. калокагатияТагил Тагал Отклик Оля Оклик Окк Окат Ока Лот Лок Логия Логик Лог Литка Лита Лик Лиго Лига Латка Лата Лак Лаг Котяг Котка Котик Кот Коля Колка Колит Колика Кола Кол Кок К...Электронный словарь анаграмм русского языка
  26. калокагатияКАЛОКАГАТИЯ греч. kalos kai hagatos красивый и хороший этикоэстетический идеал древнегреческой культуры предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств вызрев...Энциклопедия История философии
  27. калокагатияКалокагатия термин употреблявшийся в античной культуре как наименование некоторого рода гармонии внутреннего и внешнего как синтез внутренней добродетели и внешней красот...Энциклопедия культурологии
  28. калокагатияот греч. calos прекрасный и agathos хороший нравственно совершенный одно из центральных понятий античной эстетики обозначающее гармонию внешнего и внутреннего края явл...Эстетика