Античная философия

ИОАНН ФИЛОПОН

ИОАНН ФИЛОПОН(Ἰωάννης ὁ Φιλόπονος,или Иоанн Грамматик, что свидетельствует о том, что он не был профессиональным преподавателем философии; ок. 490-570), греческий философ, совмещавший вышколенную ученостьАлександрийской школынеоплатонизма с принципами христианского мировоззрения. Крещен во младенчестве. Под влиянием неоплатоникаАммония,сына Гермия, приобщился к философии. Издал комментарии Аммония к сочинениям Аристотеля: к «Аналитике I и II», «О возникновении и уничтожении», «О душе» (содержат указание на то, что они являются записями семинаров Аммония), к «Категориям», «Физике», «Метеорологике»; переиздал (вследзаАсклепием из Тралл)комментарий на «Введение»Никомаха из Герасы;автор знаменитого сочинения «Против Прокла по вопросу о вечности мира»(Κατά τῶν Πρόκλου περὶ ἀϊδιότητος κόσμου ἐπιχειρημάτων,529), а также сочинения «Против Аристотеля» (ок. 530—534, известно благодаря цитатам и критике Симпликия в комментарии к аристотелевскому «О небе»); поздний трактат «О творении мира» в 7 кн.(Τὰ εἰς τὴν Μωυσέως κοσμογονίαν ἐξηγητικά)посвящен Сергию, патриарху Антиохийскому в 546—549. В сочинении «Арбитр, или О единстве», известном по цитатам у византийских авторов и сирийскому переводу, выступает как представитель монофизитства, склоняющийся к «тритеизму». Автор «Описания астролябии»(Περὶ τῆς τοῦ ἀστρολάβου χρήσεως καὶ κατασκευῆς).
В развитии И. выделяются два периода. Первый представлен комментариями к Аристотелю в духе Аммония: для этого периода (после 517) свойственно традиционное для позднего платонизма представление о структуре универсума, в ряде моментов объединяющее Платона и Аристотеля (сверхбытийноеЕдиное, Ум-Демиург,являющийся и производящей, и целевой причиной, трансцендентные умы, рациональные души, сфера небесная, сфера подлунная, четыре элемента, материя).
Второй период, начинающийся с 529 (времени появления эдикта имп.Юстиниана о закрытии философских школ, что и послужило поводом для декларации новых взглядов), характеризуется упрощенной схемой универсума (личный бог-ум есть высший уровень иерархии, творение мира - результат свободного божественного изволения, мир не является больше божественным). В сочинении «Против Прокла по вопросу о вечности мира» (529) И. подверг критике неоплатоническую интерпретацию платоновского«Тимея»(творение космоса как вневременной акт), истолковав его в духе ветхозаветной книги Бытия, с которой, как он считал - в духе длительной традиции христианских богословов, - Платон был знаком. В сочинении «Против Аристотеля» (со ссылкой на сочинение Прокла «Возражения Аристотеля на "Тимея" Платона», Simpl. In Phys. 31, 7 слл.) противопоставляются учения Платона и Аристотеля, у которого критикуется теорияэфира,вечности мира и т. п.). Впоследствии (в соч. «О творении мира»), вероятно под влиянием монофизитов, почитавших Аристотеля, И. смягчается в своем его неприятии (напр., принимает определение души какэнтелехии -In Phys. 278, 3, блага как предмета всеобщего стремления - 293, 7 и т. д.), хотя и продолжает подчеркивать неприемлемость его учения о том, что мир не имеет начала (82, 10) и т. п. Здесь же он обсуждает теорию «им-петуса» применительно к возникновнию мира в целом.
Реагируя на полемические выпады И., Симпликий называет его «новичком», представителем «новомодной болтовни» (под которой разумеется христианство), пытающимся привлечь внимание непросвещенной публики, но неспособным понять глубокой согласованности учений Платона и Аристотеля (In De Caelo 42, 17 сл., и др.); душа Филопона, согласно Симпликию, одержима не разумом, а страстями и воображением. Нападки И. на Аристотеля Симпликий сравнивает с акцией Герострата, сжегшего храм Артемиды Эфесской (In Phys. 200, 30 сл.).
Богословские взгляды Филопона были осуждены на Константинопольском соборе 680/681. Между тем его сочинения оказали влияние на арабов, латинский Запад (теория «импетуса» была воспринята Буриданом и Оремом), мыслителей Возрождения (Пико делла Мирандола, Галилей). Начиная с 16 в. на европейскую мысль оказывали влияние латинские переводы комментариев И. на Аристотеля и его полемика с Проклом.
Соч.: Комментарии: 1)Philoponi(olim Ammonii) in Aristotelis categorias commen-tarium. Ed. A. Busse. В., 1898 (СAG XIII. 1); 2)Ioannis Philoponiin Aristotelis analytica priora commentaria. Ed. M. Wallies, 1905 (CAG XIII. 2); 3) In Arist. analytica posteriora com-mentaria. Ed. M. Wallies, 1909 (XIII. 3);Philoponus.On Aristotle Posterior Analytics I 1-8. Tr. by R. D. McKirahan. L.; Ithaca, 2008 (АСА); 4) In Arist. physicorum libros commentaria. Ed. H. Vitelli, 1887-1888 (CAG XVI-XVII);Philoponus.On Aristotle Physics: 11-3; 14-9; II; III; V-VIII. Tr. by С Osborne, A. R. Lacey, M. J. Edwards, P. Lettink, J. O. Urmson. L.; Ithaca, 1993-2008 (АСА);FurleyΖλ,Wildberg С.(tr.). Corollaries on place and void. With Simplicius, Against Philoponus on the eternity of the world. L., 1991; 5) In Arist. libros de generatione et corruptione commentaria. Ed. H. Vitelli, 1897 (CAG XIV); 2)Philoponus.On Aristotle On coming-to-be and perishing: 11-5; 16-II4; II 5-11. Tr. by C. J. F. Williams, I. Kupreeva, 1999-2005 (АСА); 6) In Arist. meteorologicorum librum primum commentarium. Ed. M. Hayduck, 1901 (CAG XIV. 1); 7) In Arist. libros de anima commentaria. Ed. M. Hayduck, 1897 (CAG XV);Philoponus.On Aristotle On the soul: I 1-2; I 3-5; II 1-6; II 7-12; III 1-8; III 9-13. Tr. by . Ph. J. van der Eijk, W. Charlton, 2000-2006 (АСА); Le commentaire de Jean Philopon sur le troisième livre du «Traité de l'âme» d'Aristote. Éd. par M. de Corte. Liège; P., 1934; On Aristotle On the intellect: De anima III 4-8. Tr. by W. Charlton, F. Bossier. Pref. by R. Sorabji. L., 1991; 8) In Nicomachi arithmeticam introductionem. Ed. R. Hoche. Lpz., 1864-1867; éd. G. R. Giardina, - Giovanni Filopono matematico tra neopitagorismo e neoplatonis-mo. Catania, 1999, p. 105-181. Трактаты: 1) De opificio mundi. Rec. G. Reinhardt. Lpz., 1897; 2) De aeternitate mundi contra Proclum. Ed. H. Rabe. Lpz., 1899 (repr. Hldh., 1963);Philoponus.Against Proclus' On the eternity of the world 1-5; 6-8; 12-18. Tr. by M. Share, J. Wilberding, 2005-2006 (АСА);Segonds A. Apropos d'une page du De aeternitate mundi de Jean Philopon, -ΣΟΦΙΗΣ ΜΑΙΗΤΟΡΕΣ.Hommage à Jean Pépin. P., 1992, p. 461-479 (пер. и комм, двух текстов И. Ф. о творении души в «Тимее»: De aetern. mundi 115, 22-121, 9); 3)Philoponus.Against Aristotle, On the eternity of the world. Tr. by Ch. Wildberg. L., 1987; 4)Segonds A.(trad.). Jean Philopon, Traité de l'Astrolabe. P., 1981; 5)Sanda A.Opuscula Monophysitica Iohannis Philoponis. Beirut, 1930.
Лит.:Saffrey Η.Ζλ Le chrétien Jean Philopon et la survivance de l'école d'Alexandrie, -REG67, 1954, 316-18, p. 396-410;Lucchetta G. A.Aristotelismo e cristianismo in Giovanni Filopono, -StudPat25, 1978, p. 573-593;Hadot I.Le problème du Néoplatonisme Alexandrin. Hiérocles et Simplicius. P., 1978;Lee T. S.Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogistik in der Spätantike. Eine Untersuchung über die Kommentare zu den Analytica priora von Alexander Aphrodisiensis, Ammonius und Philoponus. Gott., 1984;Verrycken K.The development of Philoponus' thought and its chronology, - Sorabji R. (ed.). Aristotle Transformed. L., 1990, p. 233-274;Ebbesen S.Philoponus, 'Alexander' and the origins of medieval logic, - Ibid., p. 445-462;De Haas E A. J.John Philoponus' New Definition of Prime Matter. Aspects of its Background in Neoplatonism and the Ancient Commentary Tradition. Leiden, 1996;Fladerer L.Johannes Philoponos «De opificio mundi». Spätantikes Sprachdenken und christliche Exegese. Stuttg.; Lpz., 1999.
Ю. А. ШИЧАЛИН

  1. иоанн филопонИОАНН ФИЛОПОН вв. греческий философ и христианский богослов. Представитель александрийской школы неоплатонизма автор многочисленных комментариев к Аристотелю. В учении ...Большой Энциклопедический словарь V
  2. иоанн филопонок. ок. уроженец Кесарии Понтийской грамматик христианский теолог увлекавшийся неоплатонизмом представитель александрийской философской школы. Одним из его учителей б...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  3. иоанн филопонгреч. философ рубежа вв. совмещал аристотелистски вышколенную учность александрийской школы неоплатонизма с принципами христ. мировоззрения. Автор многочисл. комментарие...Советский философский словарь
  4. иоанн филопонИОАНН ФИЛОПОН вв . греческий философ и христианский богослов. Представитель александрийской школы неоплатонизма автор многочисленных комментариев к Аристотелю. В учении ...Современный энциклопедический словарь
  5. иоанн филопонИОАНН ФИЛОПОН em греч.em философ рубежа вв.em совмещал аристотелистски вышколенную учность александрийской школы неоплатонизма с принципами христ.em мировоззрения. Автор...Философская энциклопедия
  6. иоанн филопонИоанн Филопон или Грамматикi византийский ученый начала VII в. родом из Александрии защищал троебожие осужденное впоследствии собором г. отрицал воскресение мертвых и ...Энциклопедический словарь
  7. иоанн филопонили Грамматикem византийский ученый начала VII в. родом из Александрии защищал троебожие осужденное впоследствии собором г. отрицал воскресение мертвых и проповедовал у...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона