Античная философия

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ

ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ(Εὐσήβιος ὁ Καισαρεύς)(ок. 265, Кесария, Палестина - ок. 340 н. э.), христианский богослов, основатель церковной историографии, автор «Приготовления к Евангелию», ценного доксографи-ческого источника по античной философии; поклонникОригена,сторонник умеренного субординационизма в тринитарных спорах. Был в числе лиц, наиболее приближенных к имп. Константину.
Е. - автор обширного корпуса сочинений, в т. ч. трудов церковно-исто-рических: «Хроника», «Церковная история», «О церковном богословии», «История палестинских мучеников», «Жизнь Константина»; апологетических: «Приготовление к Евангелию», «Доказательства в пользу Евангелия»; полемических: «Против Гиерокла», «Против Маркелла», экзегетических: комментарии на Песнь песней, Псалмы и мн. др.
1) «Церковная история» Е., первое сочинение подобного рода (Hist. Eccl. 11,5),- ценнейший источник по истории первых веков христианства, труд, ставший основополагающим для развития церковной историографии и церковно-политической идеологии; в нем Е. сформулировал ставшую ведущей
для Византии концепцию «христианской державы». По Е., события раннехристианского периода являются приготовлением эпохи Константина, создателя христианской империи, призванной обратить ко Христу все человечество.
2) «Приготовление к Евангелию»(Εὐαγγελικὴ προπαρασκευή)в 15 кн. - богословское сочинение Е., содержащее концепцию духовного развития человечества дохристианского периода как подготовки к принятию евангельской истины. В нем Е. основательно опровергает языческий политеизм и богословие, обильно цитируя источники (по истории греческих и восточных культов, по истории философии), в результате его сочинение оказывается примерно на три четверти состоящим из цитат. «Приготовление к Евангелию» — уникальный источник для реконструкции целой серии ныне
утраченных произведений античных авторов. Среди них, в частности:Арий Дидим,«О мнениях Платона» (Рг.Εν. XI 23, 3-6) и «Эпитоме» (XV 15, 1-8; 18, 1-20, 7);Аристобул,«Толкование Закона» (VII 14, 1; VIII 10, 1-17; IX 6, 6-8 etc.);Аристокл из Мессены,«О философии» (XI 3, 1-9; XIV 17, 1-9; XV 2,1—15 и др.)?Аттик,«Против пытающихся объяснить платоновское учение через аристотелевское» (XI2, 1-5; XV 4, 1-9, 14; 12, 1-13,5)\Диогениан,сочинение против учения о судьбе Хрисиппа (IV 3, 1-13; VI 8, 1-38);Лонгин,«Опровержение учения стоиков о душе» (XV 21, 1-3);Нумений,«О благе» (XI 10, 1-13; 18, 1-10. 14-21. 22-24; 22, 1-10; XV 17, 1-8 и др.) и «О расхождении академиков с Платоном» (XIV 5, 1-9, 3);Плотин,фрагмент трактата «О бессмертии души», Enn. IV 7, 1-81"5 (XV 22, 1-67; XV 10, 1-9);
Порфирий,«Об изваяниях» (III 7, 1-4; 9, 1-5; 11, 1-13, 3), «О душе, против Боэта» (XI 28, 1-16; XIV 10, 3; XV 11, 1-4; 16, 1-2), «Письмо к Анебону» (III 4, 1-2; V 10, 1-11; XIV 10, 1-2), «О философии из оракулов» (III 14, 4-8; IV 7, 1-9, 7; 23, 1-7; V 7, 1-5; 8, 1-12; 9, 1-9 etc.);Эномай из Гадары,«Обличение обманщиков» (V 19, 1-36, 4; VI 7, 1-42) и мн. др. Очевидно, в большинстве случаев Е. пользовался первоисточниками, отчего его доксографические данные трудно переоценить.
3) «Против Гиерокла» направлено против сочинения Гиерокла Соссиана «Филалет», автор которого (высокопоставленный чиновник при имп. Диоклетиане: в 303 - правитель Вифинии, в 310-311 - префект Египта) проводит сопоставление (использован риторический термин -σύγκρισις) Аполлония Тианского,изображенного Флавием Филостратом, и Иисуса Христа и доказывает, что Аполлоний как чудотворец превосходит провинциального чудотворца Иисуса, о божественности которого по-своему благочестивый Гиерокл не может допустить и мысли. Идейным образцом для E.послужило сочинение Оригена «Против "Истинного учения" Цельса», о котором упоминает он сам (С. Hier. 369, 13-15 Kayser). Кроме того, известно, что Е. написал опровержение в 25 кн. на сочинение Порфирия «Против христиан», однако оно полностью утрачено.
Соч.:Eusebius.Praeparatio evangelica. Ed. К. Mras, rev. Ε. Des Places, - Eusebius Werke. Bd. 8. В., 1982-1983 (GCS).Eusèbe de Césarée.La Préparation Évangelique. Ed. par E. Des Places. T. 1-9. P., 1974-1991 (SC); Contra Hieroclem. Ed. С L. Kayser, - Flavii Philostrati opera. Vol. 1. Lpz., 1870 (repr. Hldh., 1964), p. 369-413;Eusèbe de Césarée.Contre Hierocles. Ed. E. Des Places. P., 1986 (SC); Histoire ecclésiastique, 3 vols. (SC). P., 1967. Рус. пер.:Евсевий Кесарийский.Сочинения. Т. 1-2. М., 1849-1858; Церковная история. М., 1993; Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998.
Лит.:Henry P.Recherches sur la «Préparation Évangelique» d' Eusèbe et l'édition perdue des ouvres de Plotin publiée par Eustochius. P., 1935;Wallace-Hadrill D. S.Eusebius of Caesarea. L., 1960;DempfA.Der Piatonismus des Eusebius, Victorinus und Pseudo-Diony-sius. Münch., 1962;MoreauJ.Eusebius von Caesarea, -RAC VI, 1966, col. 1052-1088;Ches-nut G. F.(Jr.). Fate, fortune, free will and nature in Eusebius of Cesarea, -СhurchHist 42,1973, p. 165-182;Ricken F.Zur Rezeption der platonischen Ontologie bei Eusebios von Kaisareia, Areios und Athanasios, -Th&Ph53, 1978, p. 321-352;Coman J.Utilisation des «Stromates» de Clément d'Alexandrie par Eusèbe de Césarée dans la Préparation Évangelique, - Paschke F.(éd.). Uberlieferungs-geschichtliche Untersuchungen. В., 1981;Kertsch M.Traditionelle Rhetorik und Philosophie in Eusebius' Antirrhetikos gegen Hierokles, -VÇhr34, 1980, p. 145-171;Des Places E.Eusèbe de Césarée commentateur. Platonisme et Écriture sainte. P., 1982;Smith M.A hidden use of Porphyry's History of philosophy in Eusebius's Preparatio evangelica, -JThS39, 1988, p. 494-504;Hägg Th.Hierocles the lover of truth and Eusebius the sophist, -SymbO57, 1992, p. 138-150;Carriker A. J.Some uses of Aristocles and Numenius in Eusebius' «Praeparatio Evangelica», -JThS47, 1996, p. 543-549;Goulet R.Eusèbe de Césarée, - DPhA III, 2000, p. 358-367;Carriker A. J.The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, 2003;Розанов H. П.Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1889;Аверинцев С. С.Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья, - Античность и Византия. М., 1975, с. 266-285;Брагинская К В.Эон в «Похвальном слове Константину» Евсевия Кесарийского, - Там же, с. 286-306;Вдовиченко А. В.Евсевий Кесарийский против Гиерокла, - Раннехристианские апологеты II—IV вв.: Переводы и исследования. М., 2000.
М. А. СОЛОПОВА

  1. евсевий кесарийскийКесарийский ок. ок. римск. церк. писатель и историк епископ Кесарии Палестинской с . Гл. произведения Приготовления к Евангелию Церковная история история христианства ...Атеистический словарь II
  2. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Eusebius Caesariensis Евсевий Памфил р. между и Кесария Палестинская ум. или римский церковный писатель историк. Епископ Кесарии Палестинской с . ...Большая советская энциклопедия
  3. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Eusebius Caesariensis Евсевий Памфил р. между и Кесария Палестинская ум. или римский церковный писатель историк. Епископ Кесарии Палестинской с . ...Большая советская энциклопедия
  4. евсевий кесарийскийEusebius Caesariensis Евсевий Памфил р. между и Кесария Палестинская умер или римский церковный писатель историк. Епископ Кесарии Палестинской с . Е. К. стремился ис...Большая Советская энциклопедия II
  5. евсевий кесарийскийEusebius Caesariensis Евсевий Памфил р. между и Кесария Палестинская умер или римский церковный писатель историк. Епископ Кесарии Палестинской с . Е. К. стремился ис...Большая Советская энциклопедия II
  6. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Евсевий Памфил ок. римский церковный писатель епископ Кесарии Палестина с . Сочинения Церковная история история христианства до Житие императора Ко...Большой Энциклопедический словарь V
  7. евсевий кесарийскийок. видный рим. историк церкви. Автор богослов. и ист. соч. В Церковной истории Е. К. последовательно была изложена офиц. история христ. церкви. В Хронике дан краткий...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  8. евсевий кесарийскийосновоположник церковной историографии оказавший большое влияние на христианскую литературу последующих столетий и на становление византийской государственности. Он училс...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  9. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ ок. ранневизантийский писатель. Родоначальник церк. историографии идеолог христ. империи. Церковная история панегирич. Житие императора Константина...Литературный энциклопедический словарь
  10. евсевий кесарийскийвыдающийся церковный деятель раннехристианский писатель и историк. Родился около г. предположительно в Палестине умер в г. Получил образование в Иерусалиме и Антиохии. ...Словарь античных историков
  11. евсевий кесарийскийлат. Eusebius Caesariensis греч. Еysebios o tns Kaisareias Евсевий Памфил ок. рим. церк. писатель и историк епископ Кесарии Палестинской с . Получил богословское образо...Советская историческая энциклопедия
  12. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Евсевий Памфил ок . римский церковный писатель епископ Кесарии Палестина с . Сочинения Церковная история история христианства до Житие императора Ко...Современный энциклопедический словарь
  13. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ Евсевий Памфил ок. греческий церковный деятель историк и богослов отец христианской историографии епископ Кесарии Палестинской....Философская энциклопедия
  14. евсевий кесарийскийЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙок. ок. христианский богослов отец церковной истории епископ Кесарии Палестинской после . О его происхождении достоверных сведений нет. Сам он назыв...Энциклопедия Кольера II