Античная философия

ДИКЕАРХ

ДИКЕАРХ(Δικαίαρχος)из Мессены(ок. 365/55 - после 300 до н. э.), философ-перипатетик и ученый. Родился на Сицилии, большую часть жизни - до и после пребывания в афинском Ликее - провел на Пелопоннесе, в т. ч. в Спарте. Д. принадлежал к тем ученикам Аристотеля, которые предпочитали исследование частных проблем развитию философских доктрин учителя. Главные направления теоретических трудов Аристотеля - логика, физика, метафизика, этика - не оставили почти никаких следов в дошедших до нас фрагментах философских диалогов и ученых трактатов Д.; поздние комментаторы Аристотеля его практически не цитируют. Его интересы лежали преимущественно в области психологии, истории культуры, филологии, политической теории и географии; там, где они совпадали с интересами Аристотеля, видна зависимость Д. от взглядов и методов исследования его учителя, при том что отдельные его воззрения расходятся с аристотелевскими.
В диалоге «О душе» он приходит к выводу, что душа, будучи простой функцией тела, умирает вместе с ним. По Д., душа есть либо соединение(ἁρμονία)четырех основных качеств тела - холодного, горячего, влажного и сухого (вариант: четырех первичных элементов), - либо само это тело, которое живет и чувствует благодаря своему естественному «гармоническому» устройству (fr. 8, 11-12 Wehrli). Отрицая, вслед за Аристотелем, субстанциальность души, Д. не поддержал учение последнего о «разуме»(νοῦς)как о бессмертной части души, а присоединился к трактовке души как «гармонии», которую вслед за пифагорейцами разделял его товарищ по ЛикеюАристоксен.Материалистическая (точнее, эпифеноменолист-ская) трактовка души сказалась и в отношении Д. к возможностям предсказания будущего. В диалоге «Спуск в святилище Трофония»(Εἰς Τροφωνίου κατάβασις),посвященном известному в древности оракулу в Ливадии, он, критикуя обман и расточительность жрецов, отрицал все формы мантики, кроме вещих снов и пророческого вдохновения; скорее всего, и их он принимал с большими оговорками, ибо считал, что о будущем лучше не знать, чем знать (fr.13-14).
Наиболее значительные и оригинальные труды Дикеарха принадлежат к истории культуры, биографии и политической теории. Будучи, наряду с Аристоксеном, основателем литературной биографии, основное внимание в своих «Биографиях»(Περὶ βίων)он уделил Пифагору, Сократу и Платону, представлявшим собою развитие философского образа жизни, причем его отношение к философии Платона было весьма критическим. К контексту его трактовки семи мудрецов, которых он считал не философами, а законодателями и политиками, относится, вероятно, высказанное им предпочтение деятельного образа жизни(βίος πρακτικός)идеалу созерцательной жизни(βίος θεωρητικός),которого придерживались Аристотель и Теофраст. Связано ли это предпочтение с его учением о душе и понимал ли он vita activa как чисто политическую деятельность (в которой сам не был замечен) или как жизнь в согласии со своими философскими принципами, остается неясным из-за недостатка свидетельств.
Свою «Жизнь Греции»(Βίος Ἑλλάδος),представляющую собой первую общую историю культуры, Д. начинал с первобытных времен, разделенных им на три этапа: 1) естественное состояние (собирательство), отождествляемое с «золотым веком» Гесиода; 2) скотоводство; 3) земледелие (fr. 47— 51). За описанием восточных культур (Египет, Вавилон) следовала история культуры Греции, основными темами которой были образ жизни в целом, добывание пищи, общественное устройство, различные культурные новшества, литература, музыка и танец. Представления Д. о развитии человечества опираются на учения софистов, Платона и в особенности Аристотеля, но его общая концепция оригинальна и лишена всяких следов свойственной Аристотелю телеологии. «Естественное состояние» человечества, ограниченное скромными потребностями, но мирное и счастливое, обрисовано им в духе идей примитивизма. Экономический прогресс от собирательства к скотоводству и земледелию, вполне материалистически объясняемый растущими потребностями, сопровождается моральным упадком (стяжательство, войны, болезни); в последнем пункте Д. солидарен с Платоном. Была ли эта моралистическая тенденция характерна для всего его труда, неясно, некоторые исследователи предпочитают говорить не о теории упадка, а об амбивалентно оцениваемом прогрессе. Подобная же тенденция заметна в сочинении «О гибели людей»(Περὶ ἀνθρώπων φθορᾶς),в котором, сопоставляя различные причины исчезновения целых племен, Д. приходит к выводу, что от войн погибло больше людей, чем от любого другого несчастья (наводнения, эпидемии, нападение диких зверей и т. д.). Отсюда следует, что человек способен и больше всего помогать другим людям, и больше всего вредить им.
Вслед за Аристотелем Д. написал политии (описания государственного устройства и быта) ряда греческих городов, самой известной из них была спартанская. Весьма вероятно, что первая ее часть, озаглавленная «Триполития»(Τριπολιτικός),рассматривала спартанскую конституцию как удачное сочетание монархических, аристократических и демократических элементов. Позже эта модель была приложена Полибием к политическому устройству Рима.
В «Объезде Земли»(Περίοδος γῆς),единственном труде Д., связанном с Аристотелевой физикой, он, в частности, опровергал аргументы против шарообразности Земли. Согласно проведенным им самим измерениям высоты различных гор в Греции, ни одна из них не превышала 15 стадий, что было исчезающе малой величиной по сравнению с радиусом Земли (ее окружность он оценивал, вероятно, в 300 000 стадий). Филологические труды Д. посвящены Гомеру, Алкею, поэтическим и драматическим агонам, изложению мифологических сюжетов трагедий Еврипида и Софокла, толкованию пословиц.
Диалоги и ученые труды Д. оставили заметный след в исторической, политической и географической литературе Античности, как греческой (Эратосфен, Полибий, Панетий, Плутарх), так и римской (особенно ценил его Цицерон). Введенная им схема «собирательство - скотоводство — земледелие» господствовала в историографии вплоть до первой половины 20 в., другая схема, «первобытность - Древний Восток - Греция», до сих пор принадлежит к канонам всеобщей истории.
Ист.: WEHRLI, Die Schule I. Dikaiarchos, 19672;MirhadyD. СDicaearchus of Messana: A New Edition of the Texts with an English Translation, - Fortenbaugh W. W., Schütrumpf E. (edd.). Dicaearchus of Messana: Text, Translation, and Discussion. N. Bruns., 2001, p. 1-135.
Лит.:Movia G.Anima e intelletto. Padua, 1968, p. 71-93;Taifakos G.Il republica di Cicerone e il modello dicearcheo della costituzione mista, -Platon31, 1979, p. 128-135;Fortenbaugh W. W., Schütrumpf Ε.(edd.). Dicaearchus of Messana: Text, Translation, and Discussion. N. Bruns., 2001.
Л. Я. ЖМУДЬ

  1. дикеархиз Мессены на Сицилии род. до г. до н. э. греческий философ. Ученик Аристотеля и Теофраста перипатетик. Долго пребывал на Пелопоннесе совершил научные путешествия по дру...Античные писатели. Словарь
  2. дикеархразностор. греч. ученый из Мессены Сицилия ученик Аристотеля и Теофраста. Д. пользовался неоспоримым авторитетом в античности хотя приверженцы хорографич. географии откло...Древний мир. Энциклопедический словарь
  3. дикеархразностор. греч. ученый из Мессены Сицилия ученик Аристотеля и Теофраста. Д. пользовался неоспоримым авторитетом в античности хотя приверженцы хорографич. географии откло...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  4. дикеархDicaearchus философперипатетик родом из Мессаны в Сицилии ученик Аристотеля вместе с Аристоксеном и Феофрастом большую часть жизни провел в Пелопоннесе и написал в тре...Реальный словарь классических древностей
  5. дикеархгреч.em Dikaiarchos разносторонний греч. ученый из Мессены Сицилия ученик Аристотеля и Теофраста. Д. пользовался неоспоримым авторитетом в античности хотя приверженцы хор...Словарь античности
  6. дикеархДИКЕАРХ из Мессены я пол . в. до н. э. древнегреческий философперипатетик. Ученик Аристотеля друг Аристоксена....Современный энциклопедический словарь
  7. дикеархДИКЕАРХ из Мессены япол.em в.em до н. э.emem др.греч философ представитель перипатетической школы ученик Аристотеля друг Аристоксена. Соч. Д. гл. обр.em историч. историк...Философская энциклопедия
  8. дикеархДикеарх греческий философперипатетик историк географ и математик родом из Мессаны на острове Сицилия ученик Аристотеля друг Феофраста вместе с которым большую часть жиз...Энциклопедический словарь
  9. дикеархреческий философперипатетик историк географ и математик родом из Мессаны на острове Сицилия ученик Аристотеля друг Феофраста вместе с которым большую часть жизни в IV век...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  10. дикеархДикеарх Dikaiarchos из Мессены на Сицилии род. до г. до н. э. греческий философ. Ученик Аристотеля и Теофраста перипатетик. Долго пребывал на Пелопоннесе совершил научны...Энциклопедия античных писателей