Античная философия

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ(δημιουργός,отδήμια ἔργα -народные, общественные дела), в древнегреческой философии (преимущественно в платонизме) божественный создатель чувственно воспринимаемого космоса, в христианском богословии - один из эпитетов Бога-Творца.
Первоначально демиургом называли всякого человека, работающего для людей, будь то ремесленник или должностное лицо, исполняющее определенные общественные обязанности (Thuc. V, 47, 9; 10). Поскольку для успешного выполнения работы требовалось наличие некоего мастерства или искусства(τέχνη),со временем демиургом стали называть мастера, знатока в своем деле, противопоставляя егоἰδιώτης- несведущему, неумелому человеку или просто частному лицу, не владеющему никакой профессией (Plat. Prot. 312b, 322с). В более широком смысле демиургом назывался любой создатель чего-либо, напр.: пчела есть демиург меда (Julian. Or. 8, 241а), гимнастика - демиург здоровья (Galen. Thrasyb. 813, 18 Kühn), риторика - демиург убеждения (Plat. Gorg. 453а), философ - демиург добродетелей (Plat. Resp. 550d), и т. д.
Платон.В философский лексикон термин «Демиург» был введен Платоном, который впервые называет Демиургом «творца и отца»(ποιητὴν καὶ πατέρα,Tim. 28c) этого видимого космоса (ср: Resp. VII 530а6; Polit. 270а5, 273b 1). В«Тимее»Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму (Tim. 28а, 29а), создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейсяматерии(«кормилицы», «восприемницы»). При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, последний выступает всего лишь как причина их соединения, в чем состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости(ἀνάγκη),мешает ему полностью осуществить свое намерение.Демиург творит только вечные сущности (поскольку все имеющее вечную причину и само оказывается вечным, Tim. 41b): низших богов, мировую душу и бессмертную часть человеческой души, четыре космические стихии (землю, огонь, воду и воздух), небесные светила и тело космоса в целом; также он создает время как движущееся подобие вечности. Творение смертных существ, необходимых для полноты мироздания, Демиург предоставляет низшим богам, вручая им «семена и начатки созидания» (41с).
Замечание Платона о том, что в вопросе о происхождении Вселенной следует довольствоваться «правдоподобным мифом» (29d), дало повод некоторым членам Древней Академии(Ксенократ, Спевсипп)истолковать космогонию «Тимея» как условно-метафорический язык, применяемый в «дидактических целях» для выражения вневременных онтологических структур (Xenocrates, fr. 54 Heinze).
Аристотельподчеркнуто игнорировал Демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения, считая его бессодержательным понятием и поэтической метафорой (Met. I, 991a22-23), и употреблял этот термин только в прямом значении: «ремесленник, мастер». Однако не исключено, что Демиург «Тимея», тождественный причине соединения предела и беспредельного в «Филебе» (Phileb. 27b), повлиял на формирование аристотелевской концепции действующей причины, определяемой как начало соединения формы и материи (см.Ross D.Aristotle's Physics. Oxf., 1955, p. 38). Во всяком случае, более поздние философы прямо соотносили действующую причину Аристотеля с Богом-творцом (Sen. Ер. 65, 7-9; Procl. In Tim. I, 2-3).
Платонизм. Трансцендентное понимание высшего божественного принципа вСреднем платонизмеприводит к тому, что функции Демиурга как деятельного начала, непосредственно входящего в контакт с материей в акте творения, зачастую перекладываются на вторичного Бога-посредника, происходящего из первопринципа. Природу этого Бога средние платоники определяют по-разному. Автор «Учебника платоновской философии»Алкиной,опираясь на аристотелевское учение о пассивном и активном уме, понимает Демиурга как разумную часть мировой Души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума, являющегося одновременно умопостигаемой парадигмой космоса (Didasc. X, 2-3). С мировой Душой отождествляют Демиурга такжеАттик(fr. 12, Baudry) иАпулей(«Платон и его учение» I, 9).
Филон Александрийскийприписывает функции Демиурга Логосу - творческой силе верховного Бога («Сущего»), содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю путем превращения идей в имманентные телам сперматические разумные принципы (Opif. 20, Spec, leg. 1,81). Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворожденным Сыном» Бога (Agr. 51) и даже «Богом» в собственном смысле слова, руководствуясь популярной этимологией:θεός -«бог» отτίθημι -«полагать», «устанавливать».
Нумений Апамейскийотождествляет Демиурга с божественным Умом, эманирующим из «Бога-Отца», определяемого как умопостигаемое бытие, благо, единое (fr. 21, Des Places). Демиург есть «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружен в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами. Нумений сравнивает эту двойственность Демиурга с положением кормчего на корабле, который вместе со своим судном находится во власти бушующего моря, но при этом устремляет взор ввысь, к неподвижным звездам, прокладывая безопасный путь среди волн (fr. 18).
Однако тенденция закреплять демиургические функции за божеством-посредником не была в среднем платонизме общепринятой. Некоторые философы, в частности Аттик иНикомах из Герасы,были склонны отождествлять Демиурга с первым и высшим Богом. Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает все сущее и «над которым нет никакого другого начала» (Procl. In Tim. I, 392,19-21). Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает»(διακοσμεῖν)его и им «управляет» (διοικεῖσθαι) (fr. 8, Des Places). Никомах в «Теологуменах арифметики» также отождествляет Демиурга с высшим Богом, описываемым как монада, «искусный ум» и благо ([Iambi]. Theol. arithm., 3-4).
Гностицизм.В гностицизме с его радикальным дуализмом и убежденностью в изначальном несовершенстве этого мира возникает учение о злом или неразумном Демиурге. В системе Валентина Демиург располагается не только ниже плеромы вечных сущностей - «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создает Д. из собственных страстей - страха и желания вернуться назад в плерому (Iren. Adv. haer. I, 1, 10). Как таковой Демиург имеет душевную природу и располагается над семью кругами неба. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит, и постоянно ошибается. В частности, пытаясь имитировать свойственную эонам вечность, он получает взамен ее бесконечно длящееся время. И хотя сам Демиург убежден, что является единственным Богом и Творцом этого видимого космоса, в действительности его деятельность направляется его матерью Ахамот. Среди множества эпитетов, которыми гностики наделяют Демиурга, есть эпитет «Отец тех, кто справа» и «Демиург тех, кто слева» (Adv. haer. I, 1, 9, 14). Под «находящимися справа» гностики подразумевают бестелесные сущности, подобные самому Демиургу, а под «находящимися слева» - тела. Таким образом в гностицизме, как и в среднем платонизме (Плутарх из Херонеи, Нумений), к кон. 1 - нач. 2 в. н. э. доктринально оформляется различие между демиургической и отеческой функциями богов: если Отцом Бог именуется постольку, поскольку Он производит нечто однородное и единосущное себе (как умопостигаемое бытие - ум, мировая Душа - единичные души и т. д.), то Демиург - поскольку Он создает нечто иное, отличное от себя. При этом отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая - более низкого, так как Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своем порождении, а Демиург - изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце.
В неоплатонизме,начиная сПлотина,функции Демиурга прочно закрепляются за Умом - второй после Единого бестелесной ипостасью (Enn. II 3, 18). Вступая в полемику с Нумением и гностиками, Плотин доказывает, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нем самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя (V 5, 2). В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой - в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта. Первым бессмертным творением Ума является мировая Душа. Она также несет на себе часть демиургических функций, оформляя и упорядочивая с помощью «логосов» сферу становления. Проводя параллель с «Тимеем», Плотин отождествляет этот аспект мировой Души с упоминаемыми Платоном «низшими богами», которым всеобщий Демиург доверил творение смертных существ (II 1, 5).
В позднем неоплатонизме с его значительно усложнившейся системой бестелесных ипостасей появляется уже целая «серия» (σειρά) демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. Возглавляет серию «всеобщий Демиург», обычно соотносимый с Демиургом «Тимея». Он обустраивает космическое целое целостным образом, создавая первое и главное в мире: душу, четыре стихии, небеса и божественные светила. УПроклароль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум(νοερὸς νοῦς)— последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие-жизнь-ум (Th. PI. V, 13, 10-20; 15, 18-21). Помимо всеобщей или мыслящей демиургии, создающей космос в целом, Прокл различает еще три вида демиургии низшего порядка: 1) обустройство целого частным образом; 2) обустройство частей целостным образом и 3) обустройство частей частным же образом (V, 13, 42, 7-10). Три последних вида, носящие название «младшей демиургии», осуществляются богами душевной природы: надкосмическими (абсолютно бестелесными), околокосмическими (одушевляющими мир в целом) и внутрикосмически-ми (одушевляющими отдельные тела) соответственно. Последним богом, замыкающим собой всю демиургическую серию, является творец подлунного мира Дионис. В отличие от старших Демиургов, которые в процессе творения остаются обособленными от своих произведений, Дионис сам становится создаваемым им телесным космосом. В результате он смешивается с материей, теряет единство и распадается на множество единичных вещей, что, по мнению Прокла, нашло отражение в орфическом мифе о растерзании этого бога титанами (In Tim. I, 173).
Лит.:Ambelain R.La notion gnostique du Démiurge dans les Ecritures et les traditions judéochrétiennes. P., 1959;Doherty K. F.The Demiurge and the Good in Plato, -NSchol1961, p. 510-524;Légido Lopez M.El problema de Dios en Platon. La teologia del demiorgo. Salamanca, 1963;Robinson T. M.Demiurge and World Soul in Plato's Politicus, -AJP88, 1, 1967, p. 57-66;Dillon J.The Middle Platonists. A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977,19962 (рус.п^.-.ДиллонДж.Средние платоники. СПб., 2002);MansfeldJ.Bad World and Demiurge: A «Gnostic» Motif from Parmenides and Empedocles to Lucretius and Philo, -Studies in Gnosticism and Hellenistic Religions. Presented to Gilles Quispel on the occasion of his 65th Birthday. Ed. by R. van der Broek, M. J. Vermaseren. Leiden, 1981, p. 261-314;Deuse W.Der Demiurg bei Porphyrios und Iamblich, - Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. ν. С. Zintzen. Darmst., 1997, S. 238-278;Perl Ε. D.The Demiurge and the Forms: A Return to the Ancient Interpretation of Plato'sTimaeus, - AncPhil18, 1998, p. 81-92;Halfwassen J.Der Demiurg: Seine Stellung in der Philosophie Piatons und seine Deutung im antiken Piatonismus, - Piatons «Timaios». Beitrage zu seiner Rezeptions-geschichte. Hrsg. von A. B. Neschke-Hentschke. Louvain; Leiden, 2000, S. 39-61;Opsomer J.Demiurges in Early Imperial Platonism, - Hirsch-Luipold R. (hrsg.). Gott und Götter bei Plutarch. Götterbilder-Gottesbilder-Weltbilder. В., 2005, S. 51-99;Бородай Т. Ю.Образ мастера и значение слова «демиург» в диалогах Платона, -ВДИ,1983, 4, с. 119-130.
С. В. МЕСЯЦ

Синонимы:
абсолют, бог, логос, ремесленник, сатана, создатель, созидатель, творец, ульгень


  1. демиурггреч. творец создатель филос.теологич. категория восходящая к Платону у крого Д. бог создающий мир из извечно существующего хаоса в отличие от христ. бога творящего мир и...Атеистический словарь
  2. демиурггреч. творец создатель филос.теологич. категория восходящая к Платону у крого Д. бог создающий мир из извечно существующего хаоса в отличие от христ. бога творящего ми...Атеистический словарь II
  3. демиургДЕМИУРГ от греч. demiurgos мастер ремесленник творец термин означающий в философии созидающее начало вообще в теологии бог творец мира. В Др. Греции имел главным образ...Большая советская энциклопедия
  4. демиургот греч. demiurgs мастер ремесленник творец термин означающий в философии созидающее начало вообще в теологии бог творец мира. В Древней Греции имел главным образом со...Большая Советская энциклопедия II
  5. демиургм. demiurgo Итальянорусский словарь. Синонимы абсолют бог логос ремесленник сатана создатель созидатель творец ульгень...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. демиургм. книжн.demiurgo m...Большой русско-испанский словарь
  7. демиургсущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  8. демиурггреч. demiurgos мастер ремесленник в античной философии уПлатона персонифицированное непосредственнотворческое начало мирозданиясоздающее космос из материи сообразно с ...Большой энциклопедический словарь II
  9. демиургДЕМИУРГ греч. demiurgos мастер ремесленник в античной философии у Платона персонифицированное непосредственнотворческое начало мироздания создающее космос из материи со...Большой Энциклопедический словарь V
  10. демиургв Др. Греции термин Д.em имел сословнополитич. харр и применялся гл. обр. к ремесл. и торг. кругам населения в отличие от знати и земледельцев. В философии термин Д.em оз...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. демиургв Др. Греции термин Д. имел сословнополитич. харр и применялся гл. обр. к ремесл. и торг. кругам населения в отличие от знати и земледельцев. В философии термин Д. означа...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. демиургДемиург погречески мастер ремесленник в античной философии у Платона персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания создающее космос из материи сообраз...Исторический словарь
  13. демиургДЕМИУРГ а м. dmiurge m. нем. Demiurg ampLTгр. demiurgos. филос. Творец создатель созидающее началоem. СЭС. Диалектический материализм говорит челвоеческий разум не мог бы...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  14. демиурггреч. demiourgos творящий для народа т.е. ремесленник мастерсоздатель субъект миротворения в теологических религиознофилософских и ранненатурфилософских космогониях. В фи...История философии
  15. демиургДЕМИУРГstrongгреч. demiourgos творящий для народа т.е. ремесленник мастерсоздатель субъект миротворения в теологических религиознофилософских и ранненатурфилософских ко...История философии II
  16. демиургв мифологии богтворец создатель объектов мироздания и культуры...Краткий справочник мифологических терминов
  17. демиурга м. рел. филос.em Создатель творец деятельное созидающее начало.[греч. ] абсолют бог логос ремесленник сатана создатель созидатель творец ульгень...Малый академический словарь
  18. демиургДемиург греч. творящий для народа мифологический персонаж создающий элементы мироздания и живые существа как правило путем применения ремесленных приемов божественный т...Мифологический словарь
  19. демиургкорень ДЕМИУРГ нулевое окончаниеОснова слова ДЕМИУРГВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ДЕМИУРГ Слово Демиург содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  20. демиургНачальная форма Демиург единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  21. демиургот греч. demiurgos созидающее начало созидательная сила творец в философии Платона Бог как создатель творец мира из извечно существующего первобытного хаоса или первов...Начала современного естествознания
  22. демиургДЕМИУРГ греч. demiurgos изготавливающий вещи работник творец у древних греков свободный ремесленник в древнегреческой мифологии Бог создающий мир не из ничего как в и...Новейший философский словарь
  23. демиурггреч. demiurgos изготавливающий вещи работник творец у древних греков свободный ремесленник в древнегреческой мифологии Бог создающий мир не из ничего как в иудаизме ...Новейший философский словарь II
  24. демиургдемиург м. Созидающее начало созидательная сила в философии и теологии творец....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  25. демиургдемиург демиург а...Орфографический словарь
  26. демиургu мu мн.u демиурги Р.u демиургов абсолют бог логос ремесленник сатана создатель созидатель творец ульгень...Орфографический словарь русского языка
  27. демиургдемиург демиурги демиурга демиургов демиургу демиургам демиурга демиургов демиургом демиургами демиурге демиургах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  28. демиургОрфографическая запись слова демиург Ударение в слове демиург Деление слова на слоги перенос слова демиург Фонетическая транскрипция слова демиург [димурк] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  29. демиургВ античной философии в частности у Платона персонифицированное творческое начало мироздания создающее мир космос из материи сообразно с вечным образцом эйдосом. Этим дем...Религиозные термины
  30. демиургдемиург аСинонимы абсолют бог логос ремесленник сатана создатель созидатель творец ульгень...Русский орфографический словарь
  31. демиургМ fls. demiurq . Platonun idealist flsfsind yaradan dnyan yaradan qvv allah . yaradc....Русско-азербайджанский словарь
  32. демиургдемиург м.idemiurge...Русско-английский словарь
  33. демиургдемиург м. фил. demiurge creator....Русско-английский словарь II
  34. демиургДэмург...Русско-белорусский словарь
  35. демиургкнижн.i дэмург муж.i...Русско-белорусский словарь II
  36. демиург. филос. демиург жасаушы шыарушы рекет етп йымдастырушы кш. астр. демиург жоары сана жасаушы...Русско-казахский словарь
  37. демиургжаратушы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  38. демиургдемиург жаратушы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  39. демиургдемиург [дэ\]Синонимы абсолют бог логос ремесленник сатана создатель созидатель творец ульгень...Русское словесное ударение
  40. демиурггреч.em demiurgos ремесленник в Греции гражданин занимающийся к.л. деятельностью за вознаграждение. К Д. относились не юлько поденщик матрос рыбак мелкий ремесленник ил...Словарь античности
  41. демиургДЕМИУРГ гр. от demos народ и ergazesthai творить творящий для народа. у Платона и других греч. философов высший разум зиждитель мира. творец видимого мира у гностико...Словарь иностранных слов русского языка
  42. демиургфилософскотеологическая категория восходящая к Платону у которого Бог создатель мира из извечно существующего хаоса. В переносном значении творец....Словарь исторических терминов
  43. демиурггр. демиургос в Древней Греции свободный ремесленник мастер художник созидающее начало созидательная сила творец в идеалистической философии Платона божество как творе...Словарь по педагогической антропологии
  44. демиургдемиург ремесленник логос создатель творец созидатель абсолют сатана бог Словарь русских синонимов. демиург сущ. создатель созидатель творец Словарь русских синонимов....Словарь синонимов II
  45. демиургдемиург ремесленник логос создатель творец созидатель абсолют сатана бог...Словарь синонимов
  46. демиургот греч. demiurgos мастер ремесленник в античной философии создатель космоса. У Платона демиург сотворил мир из совечной ему материи взирая на столь же вечные первообра...Словарь-справочник по философии
  47. демиургот греч. dnmioyrgos мастер ремесленник созидатель. В Др. Греции термин Д. имел сословнополитич. характер и применялся гл. обр. к ремесл. и торг. кругам населения в отлич...Советская историческая энциклопедия
  48. демиургтермин др.греч. философии для обозначения творца мастера введнный в филос. лексикон Платоном в Тимее ср. также Государство VII а . Д. творец и отец этой Вселенной Тимей ...Советский философский словарь
  49. демиургДЕМИУРГ греч . demiurgos мастер ремесленник в античной философии у Платона персонифицированное непосредственнотворческое начало мироздания создающее космос из материи со...Современный энциклопедический словарь
  50. демиургDemiurge. Словоdemiourgos мастер или созидатель встречается в НЗ один раз Евр и передает идею творческой активности Бога. У Платона и Эпиктета этот термин используется д...Теологический энциклопедический словарь
  51. демиурггр.demiurgos] в древней Греции первоначально свободный ремесленник мастер художник позднее высшее правительственное лицо в дорических государствах в идеалистической ...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  52. демиургдемиург [гр. demiurgosj в др. греции свободный ремесленник мастер художник созидающее начало созидательная сила творец в идеалистической философии платона см. платон...Толковый словарь иностранных слов
  53. демиургДЕМИУРГ демиурга м. греч. demiurgos. . В платоновской философии верховный разум как творящая сила истор. филос. . У гностиков Творец мира божество низшего порядка истор...Толковый словарь русского языка II
  54. демиургДЕМИУРГ м. Созидающее начало созидательная сила в философии и теологии творец....Толковый словарь русского языка
  55. демиургУдарение в слове демиургУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове демиург...Ударение и правописание
  56. демиурггреч. demiourgoz творец создатель ремесленник работник производитель. Термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало. Гностики придали этому понятию ярко выр...Философия политики
  57. демиурггреч. demiurgos ремеслейник мастер творец обозначение в древнегреческой философии Творца Вселенной впервые введенное Платоном....Философия. Словарь по обществознанию
  58. демиургДЕМИУРГ греч. demiurgos мастер ремесленник от demos народ ergon urgos работа термин встречающийся в греч. литературе начиная с Гомера. В гомеровских поэмах Д. одновре...Философская энциклопедия
  59. демиургот греч. осн. значение творящий для народа переносное творец создатель. В обычном смысле греч. слово Д. мастер знаток созидатель употреблялось для обозначения ремес...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  60. демиурггреч. demiurgos свободно занимающийся общественным ремеслом у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса или первовещества пр...Философский энциклопедический словарь II
  61. демиурггреч. demiurgos дословно мастер ремесленник в переносном смысле создатель творец в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников творец мира создатель в...Философский энциклопедический словарь
  62. демиургдемиург демиурги демиурга демиургов демиургу демиургам демиурга демиургов демиургом демиургами демиурге демиургах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зали...Формы слова
  63. демиургДегу Дер Друг Мед Миг Мид Муг Грим Мур Рем Реум Рим Угр Урд Герд Гем Гдр Уреид Где Гид Мир Грум Гуд Мег Гурд Димер Дим Демиург...Электронный словарь анаграмм русского языка
  64. демиургсм. Димиург....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  65. демиургДЕМИУРГ греч. demiourgos творящий для народа т.е. ремесленник мастерсоздатель субъект миротворения в теологических религиознофилософских и ранненатурфилософских космого...Энциклопедия История философии
  66. демиургДемиург греч.em demiurgos досл. мастер ремесленник в перен. смысле создатель творец в идеалистической философии Платона и в учениях неоплатоников творец мира создател...Энциклопедия культурологии
  67. демиургДЕМИУРГгреч. ремесленник мастер созидатель букв. творящий для народа мифологический персонаж созидающий элементы мироздания космические и культурные объекты людей как пра...Энциклопедия мифологии
  68. демиургв мифологии творец вселенной и различных предметов.Синонимы абсолют бог логос ремесленник сатана создатель созидатель творец ульгень...Этнографические термины