Античная философия

ГИЕРОКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ГИЕРОКЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ(Ἱεροκλῆς)(5 в. н. э), представительАлександрийской школыплатонизма, ученикПлутарха Афинского.Как преподаватель платоновской философии толковал отдельные диалоги Платона (в частности, «Горгия», ср. Damasc. V. Isid. 54); сохранился комментарий Г. к пифагорейским «Золотым стихам». Благодаря изложению и ряду экс-церптов у Фотия (Codd. 214; 251) известен трактат Г. «О промысле и роке, а также о том, что наша воля соотносится с божественным водительством». За преподавание языческой философии Г. был выслан из Александрии, но по возвращении продолжал свою педагогическую деятельность.
В комментарии к «Золотым стихам», составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Г.в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума -ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Г. Как и у Порфирия, материя у Г. - не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе после-ямвлиховского платонизма Г. учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримирными богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических добродетелей Г. помещал богослужебные(τὸ τελεστικόν),освобождающие душу от «вещественных представлений»(ὑλικὰς φαντασίας).Наряду с промыслом, роком и случаем Г. признавал свободу выбора и воли(τὸ ἐφ' ἡμῖν),выдвигая при этом концепцию человеческго разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием. Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Г. был христианский платоник Эней из Газы, «Теофраст» которого повлиял на Захария из Митилены (Схоластика). Г. оказал также значительное влияние на философию Возрождения.
Соч.:In Aureum pythagoreorum carmen commentarius. Rec. F.G. Koehler. Stuttg., 1974; рус. пер.: Пифагорейские «Золотые стихи» с комментарием философа Гиерокла. Пер. и вступ. ст. И. Петер. М., 1995; «Золотые стихи» пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа. Пер. под ред. Г. В. Малеванского, -ВиР16, 1897, с. 130-158; 17, с. 177-206; 18, с. 224-254; 20, с. 335-360; 23, с. 429-290.
Лит.:Kobusch Th.Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Münch., 1976;Hadotl.Hiéroclès et Simplicius. R, 1979;AujoulatN.Le néoplatonisme Alexandrin: Hiéroclès d'Alexandrie. Leiden, 1986;Вдовиченко А. В.Евсевий Кесарийский против Гиерокла, -Раннехристианские апологеты II—IV вв.: Переводы и исследования. М, 2000.
Ю. А. ШИЧАЛИН

  1. гиерокл александрийскийГИЕРОКЛ Александрийский ГИЕРОКЛ Александрийский в. н.э. представитель Александрийской школы платонизма ученик Плутарха Афинского. Как преподаватель платоновской философ...Философская энциклопедия