Античная философия

ГЕРМАРХ

ГЕРМАРХ(Ἕρμαρχος)из Митилены (кон. 4 - сер. 3 в. до н. э.), греческий философ, ученик и близкий другЭпикура.Г., сын бедняка Агеморта, поначалу занимался риторикой, но, встретившись с Эпикуром, вероятно, ок. 310/309, когда тот основал в Митилене свою школу, обратился к философии. Позже Г. вслед за Эпикуром переехал в Афины. В 270 после смерти учителя, согласно его завещанию, Г. стал главой эпикурейской школы в Афинах. Ему же Эпикур завещал свою библиотеку, повелел жить в своем доме и сделал «блюстителем завещанных доходов» наряду с наследниками. Эпикур писал в завещании о Г.: «...чтоб ничто не делалось без того, кто состарился со мною в занятиях философией и оставлен после меня руководителем товарищей по философии» (D.L. X 20). Сохранились фрагменты писем Эпикура к Г. (Usener, 121-122).
Сочинения. Г. был автором трактатов «Против Эмпедокла» в 22 кн., «О знаниях», «Против Платона», «Против Аристотеля» и «Писем». В трактате «Против Эмпедокла» содержатся высказывания о происхождении и развитии общества (Porph. De abstin. I, 7-12), близкие к точке зрения Демокрита о значении «нужды» и Диогена из Эноанды о значении «потребности»(Лурье С. Я.Демокрит, с. 558) при формировании общества и отличающиеся от мнения Лукреция о роли мудрецов-законодателей в этом процессе (Lucr. V, 1105-1143). Так же как и Эпикур, Г. отрицал существование Левкиппа (D. L. X 13) и соответственно его роль в создании атомизма. Помимо традиционного для последователя Эпикура признания утилитаристского основания морали, Г., вероятно, вслед за Теофрастом, упоминаетοἰκείωσις(сродство) как один из факторов установления законов против убийства: «Древние законодатели... признали убийство нечестивым также и потому, что существует некое природное сродство(φυσικής τινος οἰκειώσεως)между людьми в том, что касается сходства их внешнего вида и наличия души» (Porph. De abstin. I, 7. 1-2).
Г. критиковал Пифагора, Платона и Эмпедокла за их представления о богах и, судя по замечанию Цицерона, считал, что боги ничем внешне не отличаются от людей (Cic. Nat. D. I 33, 93). Филодем в дискуссии о том, могут ли боги дышать и говорить (De piet, col. 13.36-14.6), полемизируя с противниками эпикурейского учения о богах, ссылался на Г. (Longo Auricchio 1988, p. 134-135). Плутарх имел в виду Г. и его трактат «Против Эмпедокла», когда говорил в соч. «Об упадке оракулов», что эпикурейцы отрицают возможность существования полубогов (демонов), о которых учил Эмпедокл. С их точки зрения, вечными могут быть только безмятежные и блаженные существа, в противном случае они будут подвергнуты разрушению (De def. orac. 420 с-е).
Источники:Longo Auricchio ΕErmarco. Frammenti. Nap., 1988 (Se. Epic. 6);Krohn К. W. G.Der Epikureer Hermarchos. В., 1921; Epicurea. Ed. H. Usener. Lpz., 1887. Stuttg., 19662.
Лит.:GiganteM.RicercheFilodemee.Nap., 1969,p. 135-143;MüllerR.LukrezV, 1011 ff und die Stellung der epikureischen Philosophie zum Staat und den Gesetzen, - Der Krise der griechischen Polis. Bd. I. В., 1969, S. 63-76;Longo Auricchio F.I filosofi Megarici nella «Retorica» di Filodemo, -CronErc5, 1975, p. 77-80;Sasso G.Il progresso e la morte. Saggi su Lucrezio. Bologna, 1979, p. 49-62;Alberti A.The Epicurean Theory of Law and Justice, -Laks Α., Schofield M. (edd.). Justice and Generosity. Camb., 1995, p. 161-190;Obbink D.Hermarchus, «Against Empedocles», -CQ38, 1988, p. 428-435;Vander Waerdt P. A.Hermarchus and the Epicurean Genealogy of Morals, -ТАРА118, 1988, p. 87-106. См. также общ. лит. к ст.Эпикур, Эпикуреизм.
М. М. ШАХНОВИЧ

  1. гермархHermarchus родом из Мителены ученик Эпикура и его преемник по управлению школою. Его сочинения указаны у Диогена Лаэртского . У Цицерона Cic. fin.u сохранилось письмо...Реальный словарь классических древностей
  2. гермархГЕРМАРХ ГЕРМАРХ из Митилены конец сер. в. до н. э.греческий философ ученик и близкий друг Эпикура. Первоначально занимался риторикой но встретившись с Эпикуром вероятно...Философская энциклопедия