Античная философия

ГЕГЕСИЙ

ГЕГЕСИЙ(Ἡγησίας)(ок. 320-280 до н. э.), представительКиренской школы,за пессимистическую проповедь самоубийства получивший прозвище «Учитель Смерти»(Πεισιθάνατος).Известно о единственном сочинении Г. -Ἀποκαρτερῶν(Cic. Tusc. I 84, 4, ср.: Plut. De amor, prol., 497d5), в которой, согласно названию, рекомендовалось самоубийство путем голодной смерти. Вероятно, Г. был главой некоего постоянного кружка слушателей, которые по его имени назывались «гегесианцами»(οἱ Ἡγησιακοί).Диоген Лаэртий дает сводку учения, возникшего в кругу Г. (D. L. II 93-96).
Г. исходил из гедонистического принципа киренаиков о телесном наслаждении(ἡδονή)как цели; соответственно, противоположным состоянием была боль(πόνος).Полагая главным и безусловным благом наслаждение, Г. учил, что бедность и богатство как таковые, жизнь и смерть, свобода и рабство, честь и бесчестие не имеют к наслаждению прямого отношения: наслаждение богача или наслаждение бедняка одинаковы. Наслаждение -это наше субъективное ощущение(πάθος);вне нашего восприятия, по природе приятного нет; как правило, людям тем приятнее вещь, чем она реже встречается, насколько нова она для них, насколько таких вещей много. Эти обстоятельства влияют на испытываемое нами удовольствие, но Г., как и все киренаики, воздерживался от оценки причин, доставляющих состояния удовольствия и страдания, считая их непостижимыми. Для достижения максимального количества удовольствий не следует гнушаться какими-то из них, но стремиться ко всем, не выбирая.
Киренаики считали благом наслаждение, а счастьем - совокупность всех наслаждений в прошлом, настоящем и будущем. Это положение Г. не принимал: выступая против традиционного этического эвдемонизма, он утверждал, что счастье не просто вторично по отношению к наслаждениям (как их простая совокупность), но что его «вообще не может быть» (D. L. II 94): тело всегда испытывает болезненные ощущения(παθήματα),душа разделяет страдания тела и потому «волнуется» (ταράττεσθαι), случай препятствует исполнению надежд, - так что счастье на практике недостижимо. Г. отрицал не только счастье, но и ценность благодарности, дружбы, благодеяний, любви к отечеству: все поступки, с ними связанные, совершаются не ради них самих, а ради выгоды, из них проистекающей, а сами по себе они не представляют интереса. Вывод Г.: поскольку чистого наслаждения все равно нет и последовательный гедонизм невозможен, то такая жизнь бессмысленна и поэтому жить не стоит. Свое умозаключение о выборе смерти Г. адресовал к кругу людей мудрых,σοφοί,понимающих теоретическое основание вывода, ср. цитату из Г. у Epiph. Panar. Ill, 507. 20 Holl: «Дурному полезнее жить, а мудрецу - умереть». После лекций Г. некоторые его слушатели, осознав несовместимость идеала с действительностью, и на самом деле принимали решение уйти из жизни, отказавшись от пищи (ср. Plut. De amor, prol., 497d5).
Фрагм.: GiANNANTONi SSR, II, 1990, p. 113-115 (текст); IV, p. 189-193 (прим.). См. лит. к ст.Киренская школа.
М. А. СОЛОПОВА

  1. гегесийок. до н. э. древнегреческий философ представителькиренской школы прозвище Учитель смерти в отличие от Аристиппа виделблаго не столько в наслаждении сколько в отсутст...Большой энциклопедический словарь II
  2. гегесийГЕГЕСИЙ ок. до н. э. древнегреческий философ представитель киренской школы прозвище Учитель смерти в отличие от Аристиппа видел благо не столько в наслаждении сколько...Большой Энциклопедический словарь V
  3. гегесийдр.греч. ритор в. до н.э. Автор судебных и торжеств. речей а также истории Александра Македонского сохранивш. только в отрывках. Г. известен как родонач. т.н. азианизмаe...Древний мир. Энциклопедический словарь
  4. гегесийдр.греч. ритор в. до н.э. Автор судебных и торжеств. речей а также истории Александра Македонского сохранивш. только в отрывках. Г. известен как родонач. т.н. азианизма ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  5. гегесийHegesas . последователь киренейской философской школы жил в в. до Р. X. в Александрии. Он признавал удовольствие за цвет и цель жизни но ввиду многих несчастий которым ...Реальный словарь классических древностей
  6. гегесийгреч.em Hegesias до н. э. греч. философ из числа киренаиков имел прозвище Peisithanatos ходатай смерти т. к. он рисовал жизнь в столь мрачных красках что некоторые из ...Словарь античности
  7. гегесийгреческий софист и ритор начала III в. до Р.Х. родом из Магнесии. Был последователем ритора Харисия который в свою очередь считается подражателем знаменитого оратора Лиси...Словарь античных историков
  8. гегесийГЕГЕСИЙ ок . до н. э. древнегреческий философ представитель киренской школы прозвище Учитель смерти в отличие от Аристиппа видел благо не столько в наслаждении сколько...Современный энциклопедический словарь
  9. гегесийГЕГЕСИЙ ГЕГЕСИЙ ок. до н. э. греческий философ представитель киренской школы. Был известен проповедью самоубийства за что получил прозвище учитель смерти . Исходил из ...Философская энциклопедия