Античная философия

АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ

АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ(Ἀσκληπιάδης ὁ Βιθυνός)(120-56 до н. э.), греческий ученый, врач, сторонникатомизма,работал в Риме. Был современникомАнтиоха Аскалонского,который отзывается о нем в своей книге «Правил»(Κανονικά)как о знаменитом враче, успешно обратившемся к занятиям философией (ар. Sext. Adv. math. VII 202).
Плиний Старший пишет, что свою карьеру в Риме А. начал с занятий риторикой (Plin. Hist. XXVI, 7), которых, вероятно, не оставил и в дальнейшем (ср. Cic. De orat. I 62: А. «превосходил красноречием прочих медиков»). Традиционная хронология А. (1-я пол. 1 в. до н. э.) основана на «Естественной истории» Плиния, согласно которому А. был современником Помпея Великого (Hist. XXVI, 12; ср. также Suda,A4173). В работе Э. Роусон (Rowson 1982) предложено пересмотреть традиционную хронологию, исходя из толкования слов Цицерона об А. как человеке уже умершем (De orat. I 62: «Наш бывший врач и друг, который в свое время превосходил...»), - следовательно, умер он, возможно, до 91, которым датируется трактат Цицерона «Об ораторе» (обоснование и уточнение новой датировки см.: Polito 1999).
Основные источники сведений о взглядах А. —ГалениСекст Эмпирик,выступавшие с критикой его учения. Оба автора сообщают, что посвятили А. специальные рассуждения в своих ныне утраченных сочинениях; в сохранившихся некоторые важные сведения имеются в соч. «Об элементах», «О природных способностях», «Об изготовлении лекарств» Галена и в 3-й кн. «Пирроновых положений» Секста Эмпирика. А. был автором 15 сочинений (список дан в изд.:Holler A.Bibliotheca medicinae practicae. Bemae: Basileae, 1776, t.I, p. 141), отдельные фрагменты сохранены в соч. «Об острых и хронических болезнях» Целия Аврелиана (нач. 5 в. н. э.) и в «Медицинских сводах» Орибасия из Пергама (4 в. н. э.).
В философии А. был сторонником знания, основанного на чувственном опыте, отвергал провиденциализм и телеологию и разделял дискретную теорию материи. А. воспринял атомистическую теориюГераклида Понтийскогоо «несопряженных телах»(ἄναρμοι ὄγκοι),которую соединил с гипотезой о мельчайших «порах»(πόροι).Наличием в телах пор А. объяснял всякого рода взаимодействия, в частности, веществ в растворах, а также функционирование живого организма; эти идеи А. восходят к учению о порахСтратона из Лампсака.Учение А. имеет черты, родственные атомизму Демокрита-Эпикура: в одном случае первоосновами объявляются атомы и пустота, в другом - «тела»-ὄγκοι и поры. В отличие от Демокрита, А. признает за первичными телами способность испытывать воздействие, не считая ихἀπαθείς.Существенное отличие состояло и в том, что у А. «элементы» могли расчленяться на фрагменты и обладали качеством (Sext. Pyrrh. Ill 33:θραυστὰ καὶ ποιά;Cael. Aur. De morb. acut. I, 14: «тельца, corpuscula, распадающиеся на бесконечные части»).
По Α., здоровье достижимо при условии понимания врачом следующих основоположений. Атомы поступают в кровь и разносятся ею по тканям организма; в тканях атомы движутся по порам; когда они движутся беспрепятственно и располагаются правильно - организм здоров, а когда их движение нарушается или в тканях они откладываются неправильно - организм заболевает; непосредственной причиной нарушения движения атомов в порах и расположения их в тканях является излишнее сужение или расслабление пор. Поэтому цель терапии - восстановление свободного движения и правильного расположения атомов. Предложенная А. теория получила в истории медицинской науки название «солидарной патологии» (от лат. solidus, плотный) в отличие от классической «гуморальной патологии» (от лат. humor, сок, жидкость), представленной, в частности, в текстах Гиппократова корпуса и учении Галена.
Главный метод лечения, предлагавшийся А. своим пациентам, - физиотерапия: гимнастика, игры, прогулки, диетическое питание, вино, солнечные и воздушные ванны, обтирания и души, активные и пассивные движения (в носилках, креслах и т. п.), декламации, прослушивание музыки. Эти терапевтические приемы, известные по сочинениям Гиппократовского корпуса, А. внедрил в практику римской медицины в виде хорошо разработанной системы.
А. стал основоположником нового направления в медицинской науке Античности - методической школы, которую возглавил его ученик Фемисон из Лаодикеи. Представителям эмпирической школы врачи-методисты возражали, указывая на необходимость теоретического рассуждения(λόγος)в дополнение к опытному наблюдению («эмпирии»). Книги А. были использованы Авлом Корнелием Цельсом (нач. 1 в. н. э.) при написании медицинского раздела своей энциклопедии (Artes), особ, книг 2-4 (De med. I 3; II 15; III 4, 18, 24; IV 9, 11). По словам этого в целом скептически настроенного к теории А. ученого и литератора, после врачей эмпирической школы никто, кроме Α., «не продвинул науку дальше того, что он узнал от предшественников» (Ibid., praef.). Философ-платоникАпулейсчитал А. вторым послеГиппократакорифеем греческой медицины (Flor. XIX).
Фрагм. :Gumpert Ch. G.(ed.). Asclepiadis Bithyniae Fragmenta. Vinariae, 1794.
Лит.:Vilas H. von.Der Arzt und Philosoph Asklepiades von Bithynien. W.; Lpz., 1904;Heidel W. A.Theanarmoi ogkoiof Heraclides and Asclepiades, -ТАРА40, 1909, p. 5-21;Green R. M.Asclepiades: His Life and Writings. 1955;Rawson E.The Life and Death of Asclepiades of Bithynia, -CQ32,1982, p. 358-370;Harig G.Die philosophischen Grundlagen des medizinischen Systems des Asclepiades von Bithynien, -Philol127, 1983, S. 43-60;Vallance J. T.The Lost Theory of Asclepiades of Bithynia. Oxf., 1990;Idem.The Medical System of Asclepiades of Bithynia, - ANRWII, 37, 1, 1993, p. 693-727;Polito R.On the Life of Asclepiades of Bithynia,-JHS119, 1999, p. 48-66;Трохачев С. Ю.Философские основания медицинской теории Асклепиада Вифинского, - Некоторые проблемы истории античной науки. Отв. ред. А. И. Зайцев, Б. И. Козлов. Л., 1989, с. 126-135.
М. А. СОЛОПОВА

  1. асклепиад из вифинииАСКЛЕПИАД из Вифинии АСКЛЕПИАД из Вифинии до н. э.греческий врач и натурфилософ работал в Риме. Воспринял атомистическое учение Гераклида Понтийского о несопряженных мо...Философская энциклопедия