Античная философия

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙἈρχέλαος)(сер. 5 в. до н. э.), греческий философ, ученикАнаксагораи учительСократа.
Дата рождения приблизительно установливается в соответствии с указаниями на его отношение к Анаксагору («ученик» - следовательно, младше) и Сократу («учитель» - следовательно, старше), - ок. 485. Был родом из Афин (DK60 А1 = D. L. II16); вариант, передаваемый Диогеном Лаэртием «или из Милета» (принят в словаре Суда, s. ν.Ἀρχέλαος)появился, очевидно, как согласование места рождения А. с местом возникновения ионийской натурфилософии, которую он «первым» перенес в Афины (об этом см.: D. L. II 16, 3), отчего был прозван «физиком»(φυσικός).Источники согласно считают А. фигурой для древнегреческой философии знаковой: он завершает историю «физической философии» (Диоген Лаэртий говорит об афинской традиции, D. L. II16; Ипполит Римский всю древнюю натурфилософию полагает «от Фалеса до Архелая») и после него учением Сократа открывается период «этической философии». Позиция «первого» и одновременно «последнего» афинского натурфилософа тем не менее мало изменяет значение А. как не слишком оригинального последователя Анаксагора из Клазомен.
Сочинения А. не сохранились. Согласно Суде, был автором «О природе»(Φυσιολογία)и еще нескольких произведений. Известно, что Теофраст посвятил его учению отдельную книгу(Περὶ τῶν Ἀρχελάουα, D. L. V 42, 14), которая, очевидно, послужила источником для позднейших доксогра-фов. Подробнее других об учении А. сообщают Ипполит Римский и Диоген Лаэртий.
Судя по краткой сводке у Ипполита, А. изложил в своем сочинении вопросы от образования космоса до возникновения жизни на Земле и появления цивилизованного общества. Космология А. в своих принципиальных чертах повторяет анаксагоровскую (см. А 4 = Hipp. Ref. I, 9, 1). Существует изначальная смесь бесконечного числа качественно различных первоначал(гомеомерий).Ум(νοῦς)А. - в отличие от Ума Анаксагора - не является чистым, «не смешанным ни с чем», напротив, некая материальная смесь имманентно присутствует в самом Уме. Ум явился причиной движения смеси и ее первоначального разделения на горячее и холодное, при этом горячее двигалось, а холодное покоилось. Это разделение является причиной порождения основных космогонических этапов: огонь рассредоточен во внешних слоях, вода стекает в середину космоса, там она нагревается, происходит испарение, возникает воздух, а из осадков формируется земля, по природе своей самая прочная и холодная (ср. В 1а). Т. обр., в центре космоса - Земля, но по сравнению со всем космосом она ничтожно мала. Путем процессов нагревания воздуха сформировались все видимые нам небесные тела. Сообщение Ипполита Римского о том, что А. полагал Землю «вогнутой», следует неверной традиции (см.: Panchenko 1999). По Α., Земля имеет форму холма (ср. мнение Демокрита о том, что Земля похожа на щит, обращенный кверху выпуклой стороной). По-видимому, А. много внимания уделил тому разделу физики, который в пост-Аристотелевской традиции назывался «метеорологией»: о причинах ветров, дождей, землетрясений, разливов и т. п. (ср. А 16).
Специальный раздел сочинения А. был посвящен вопросу о возникновении жизни (зоогонии), который он излагал достаточно близко известным воззрениям Анаксагора: живые существа, в т. ч. и люди, возникли в нагретой влажной земле (А 4), после того как с нее сошла вода под воздействием Солнца (ср. подобное воззрение об эволюции жизни у Анаксимандра и Эмпедокла). Все возникшие животные сначала питались илом и были недолговечны, а впоследствии стали рождаться друг от друга. Ум присущ всем живым существам как некое врожденное качество, но не всем в равной мере, одни пользуются умом медленнее, другие — быстрее. Α., по-видимому, впервые выдвинул идею о развитии человечества от состояния дикости к цивилизации, положив начало разработке вопроса о генезисе цивилизации и возникновения языка в последующей философии (Демокрит, Протагор, Платон): люди, появившись из земли вместе с прочими животными, со временем отделились от них и встали на путь цивилизованной жизни: учредили законы, ремесла, вождей, стали жить в городах. В научной литературе обсуждалось предположение о том, что фрагмент «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского о возникновении цивилизации (Diod. I, 7—8) излагает в основе своей теорию А.(Lämmli F.Homo Faber... S. 29— 32), а не Гекатея Абдерского/Демокрита, - эта гипотеза была отклонена как недостаточно обоснованная (см.:Берлинский А. Л.Античные учения о возникновения языка. СПб., 2006, с. 47-48, 196).
Современник софистов, А. уделил внимание также и «этической части философии» (А 6). По свидетельству Диогена Лаэртия, А. полагал справедливое и безобразное существующими не по природе, а по закону (А 1 = D. L. II 16). Кроме того, он писал элегические стихи (В 1 = Plut. Cim. 4). Развитием гуманитарного направления в деятельности А. стала поздняя средневековая традиция, которая приписывала ему поэму «О священном искусстве» в ямбических стихах (В 3, Spuria).
Фрагм.:DKII, 44-48; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 535-539.
Лит.:GuTHRiE, HistGrPhilos II, p. 339-344;Kirk G. S., Raven J. Ε., Schofield M.The Presocratic Philosophers. Camb., 19832,p. 385-389;imhofM.Sokrates und Archelaos. Zum 1. Sokratesbrief, -MusHelv39, 1982, S. 71-81; 41, 1984, S. 1-14;Panchenko D.The Shape of the Earth in Archelaus, Democritus and Leucippus, -Hyperboreus,1999, 5. 1, с 22-39.Tilman V.Archélaos d'Athènes, -RPhAXVIII, 2000, p. 65-107.
M. А. СОЛОПОВА

  1. архелайАрхелай властитель народа Ирод Архелай старший из трех сыновей идумейского царя Ирода Великого ставшего царем Иудеи. Матерью А. была самарянка Малфака. А. был воспитан вм...Библейская энциклопедия Брокгауза
  2. архелайАрхелай начальник главный Мат. сын и преемник Ирода Великого жестокий правитель Иудеи Идумеи и Самарии. По жалобе иудеев был сослан римским императором в Виенну Галлия ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  3. архелайначальник народа Мат. сын Ирода Великого. По смерти своего отца в самый год рождения по плоти Господа Иисуса Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в ней в то...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  4. архелайАРХЕЛАЙ греч. Archelaos ум. до н. э. царь Македонии ок. . При А. велось большое строительство городов дорог воен. укреплений было создано боеспособное войско столицаМаке...Большая советская энциклопедия
  5. архелайгреч. Archlaos ум. до н. э. царь Македонии См. Македония около . При А. велось большое строительство городов дорог военных укреплений было создано боеспособное войско ст...Большая Советская энциклопедия II
  6. архелайАРХЕЛАЙ полководец царя понтийскаго Митридата Великаго. Участвовал в первой понтийской войне с г. до Р. Х. Разбив римскаго союзника в Вифинии Никомеда сам был разбит и р...Военная энциклопедия (1911-1915)
  7. архелай. макед. царь до н.э. Строил города организовал войско. Способств. эллинизации страны. При дворе А. в столице г. Пелле жили поэты и художники Еврипид Агатон Зевксис. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. архелаймакед. царь до н.э. Строил города организовал войско. Способств. эллинизации страны. При дворе А. в столице г. Пелле жили поэты и художники Еврипид Агатон Зевксис....Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. архелайцарь Македонии гг. до н. э. известный своим покровительством искусству и литературе. Стены его дворца были украшены картинами Зевксида и в гости к нему приезжали Эврип...Краткий словарь античности
  10. архелайАрхелайstrong я м. Стар. редк. Отч. Архелаевич Архелаевна. [От греч. archelaos вождь народа.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  11. архелайАрхелайначальник народа Мат. сын Ирода Великого. По смерти своего отца в самый год рождения по плоти Господа Иисуса Архелай вступил в управление Иудеею и царствовал в н...Полная популярная библейская энциклопедия
  12. архелайArchelus . сын Темена один из Гераклидов бежал от своих братьев в Македонию к царю Киссею. Тот обещав выдать за А. свою дочь и уступить свой престол не исполнил своих об...Реальный словарь классических древностей
  13. архелайлат.em Archelaus ок. до н. э. макед. царь. В период своего правления способствовал развитию торговых связей Македонии с другими странами приравниванию макед. денежной ...Словарь античности
  14. архелайАрхелай я муж.em Стар.em редк.emОтч.strong Архелаевич Архелаевна. Происхождениеstrong От греч.em archelaos вождь народа. Именины марта апр. Словарь личных имн Архелай ...Словарь личных имен
  15. архелайНастоящее имя Нелидовu Владимир АлександровичПериодические изданияi Русское Слово театр заметкиИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и об...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  16. архелайсын Ирода Великого Mф. ....Словарь церковнославянского языка
  17. архелайArxelaos макед. царь до н. э. Строил города организовал войско. Способствовал эллинизации страны. При дворе А. в столице г. Пелле жили поэты и художники Еврипид Агатон...Советская историческая энциклопедия
  18. архелайАРХЕЛАЙ в. до н.э. древнегреч. натурфилософматериалист ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие ум Анаксагора как воздух он восстан...Философская энциклопедия
  19. архелайв. до н.э. древнегреч. натурфилософматериалист ученик Анаксагора и учитель Сократа. А. в своем учении истолковывал понятие ум Анаксагора как воздух он восстановил др.ио...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. архелайАрхелай греческий философ ионийской школы. Род. в Милете занимался преподаванием философии в Афинах. Был учеником Анаксагора и одним из учителей Сократа. Интересовался ...Энциклопедический словарь
  21. архелайгреческий философ ионийской школы. Род. в Милете занимался преподаванием философии в Афинах. Был учеником Анаксагора и одним из учителей Сократа. Интересовался по преимущ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  22. архелайАрхелайArchelaus . strong Царь Македонии г. до Р.Х. известный своим покровительством искусствам и литературе. Стены его дворца были украшены картинами Зевксиса и в гости...Энциклопедия мифологии