Античная философия

АРИСТОН КЕОССКИЙ

АРИСТОН КЕОССКИЙ(Ἀρίστων ὁ Κεῖος)(2-я пол. 3 в. до н. э.), философ-перипатетик, глава Ликея послеЛикона из Троады(ум. в 38 ол. = 22776—225/до н. э.). Был родом из г. Юлида на о. Кеос. Поскольку сведения об А. Кеосском эллинистические авторы часто относили к стоикуАристону Хиосскому,и наоборот, представляет затруднение как установление биографических деталей, так и атрибуция его сочинений. Из 24 фрагментов А. (по изданию WEHRLI, Die Schule VI, S. 32-44), две трети содержат упоминание об «Аристоне», без дальнейших пояснений. Географ Страбон (Strab. X 5, 6 = fr. 11 Wehrli) сообщает, что А. был последователемБиона Борисфенита,что на самом деле следует отнести к стоику А. Хиосскому.
Философское наследие Α., ставшего схолархом уже угасающего Перипата, составили историко-философские сочинения в жанре биографии и научно-популярные труды по этике. По-видимому, в некоторых из своих текстов А. уделил внимание полемике со стоиками. Цицерон (De fin. V, 5, 13 = fr. 10) отзывается об А. как «писателе изящном и изысканном», в котором, однако, не доставало «весомости» (gravitas) большого философа. Он также упоминает о «множестве» сочинений Α., не приводя их названий (по Цицерону, авторитетом они не пользовались).
Диоген Лаэртий, приводя список из 14 сочинений стоика А. Хиосского, отмечает, что их авторомПанетиии Сосикрат Родосский считали перипатетика Α., за исключением писем (D. L. VII, 163). Некоторые упомянутые в списке А. Хиосского сочинения («Протрептик», «Беседы о любви»), возможно, действительно были сочинениями перипатетика A.(Tsekourakis1980). Из других источников известно о его соч. «О старости» (Cic. Cato 1, 3 - впрочем, атрибуция дискуссионна, см.Ranocchia2003), «О лести», «Записки о тщеславии», написанных в русле традиции «Характеров»Теофраста,а также о составленных им биографиях Гераклита, Сократа, Эпикура, схолархов Ликея: Ликона, Стратона из Лампсака, а также, вероятно, Теофраста и Аристотеля; в биографиях перипатетиков А.воспроизвел содержание их завещаний.
О том, что А. был автором и других произведений, свидетельствуют находки папирусных текстов эпикурейца Филодема из Гадары (соч. «О пороках», РНегс. 1008). Филодем цитирует и пересказывает содержание трактата А. «Об избавлении от высокомерия»(Περὶ τοῦ κουφίζειν ὑπερηφανίας).У А. речь идет о высокомерии тех, кому благоволила судьба(τύχη);он подразделяет порок высокомерия на несколько подвидов (самонадеянность, суровость, всезнайство, чванство, ирония, презрительность), и в качестве иллюстрации приводит образы известных философов, - иронией, в частности, отличалось поведение Сократа.
Фрагм.: WEHRLI, Die Schule VI. Lykon und Ariston von Keos, 19692, S. 27-44;Forten-baugh W. W., White S.(edd.). Aristo of Ceus. Text, Translation and Discussion (RUSCH, XIII). N. Bruns.; L., 2006 (text and tr.: p. 1-178).
Лит.:Mayer Α.Aristonstudien. [Philologus Supplbd. XI]. В., 1910, S. 483-610;Jensen С.Ariston von Keos bei Philodem, -Hermes46, 1911, p. 393-406;Gallavotti C.Teofrasto e Aristone. Per la genesi dei caratteri teofrastei, -RFIC5, 1927, 468-479;Knögel W.Der Peripatetiker Ariston von Keos bei Philodem. Lpz., 1933;During I.Ariston or Hermippus? -ClassMed17, 1956, p. 11-21;Lancia M.Aristone di Ceo e Bione di Boristene, -Elenchos1, 1980, p. 276-291;Tsekourakis D.Zwei Probleme der Aristonfrage,-RhM 123,1980, S. 238-257;Ranocchia G.Aristo Ceus о Aristo Chius? Postula al problema testuale di Cic. Cato Maior 3, -Elenchos24. 1,2003, p. 115-122;Hahm D.In Search of Aristo of Ceos;Dorandi T.I frammenti papiracei di Aristone di Ceo;Ranocchia G.L'Autore delIJepl τοῦ κονφίζειν ύπερηφανίας; Vogt S.Characters in Aristo;Voula Tsouna.Aristo on Blends of Arrogance, et al., - Fortenbaugh W. W., White S. (edd.). Aristo of Ceus. Text, Translation and Discussion. (RUSCH, XIII). N. Bruns.; L., 2006, p. 179-359.
M. А. СОЛОПОВА

  1. аристон кеосскийгреческий философперипатетик III в. до Р.Х. родом из города Юлиды на острове Кеос автор несохранившихся биографических сочинений О Гераклите и Жизнеописание Эпикура....Словарь античных историков