Античная философия

АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ

АРИСТОКЛ ИЗ МЕССЕНЫ(Ἀριστοκλῆς ὁ Μεσσήνιος) (2в. н. э.), представитель позднейПерипатетической школы;род. в Мессене на Сицилии. Согласно Суде (Suda,A3916), был автором сочинений: историко-философского компендия «О философии» в 10 кн.(Περὶ φιλοσοφίας),«Кто важнее — Гомер ИЛИ Платон?»(Πότερος σπουδαιότερος Ὅμηρος ἤ Πλάτων),«Руководство по риторике»(Τέχναι ῥητορικαί),«О Сараписе», «Этика» в 9 кн., - ныне известных только по фрагментам.
Обширные выдержки из главного труда А. «О философии», в котором он написал, по словам лексикографа, «обо всех философах и их учениях» (Suda, Л 3916.3), приводит Евсевий Кесарийский в «Приготовлении к Евангелию». Фрагменты у Евсевия посвящены философии Платона (Рг. Εν. XI 3, 1-9), Аристотеля (XV 2, 1-15), киренаиков (XIV 19, 1-7), эпикурейцев (XIV 21, 1-7), стоиков (XV 14) и, особенно ценные, об учении Пиррона и скептиков (XIV 18, 1-4 = Pyrrh., test. 53 Decleva Caizzi; XIV 18, 5-30). Кроме Евсевия, некоторые сведения об этом сочинении А. предоставляют поздние неоплатоникиИоанн ФилопониАсклепий из Тралл,издавшие каждый под своим именем записи комментария своего учителя неоплатоникаАммонияк «Введению в арифметику»Никомаха из Герасы.Они упоминают о толкованиях понятий «философия» и «софия» из трактата А. «О философии». Так, словоσοφία(мудрость) А. полагал производным отσαφές(ясный) иφῶς(свет) и выделял пять значений слова «мудрость», соответствующих этапам последовательного развития человеческой цивилизации: мудрость это и искусство (техне) добывания необходимой пищи для выживания (после природных катастроф); и искусство строить и вести хозяйство; устраивать государственную жизнь согласно законам - мудрость это и познание природы и ее причин, и, наконец, восхождение к божественному и вечному. София в последнем, пятом значении, это и есть истинная(κυρῖως)философия, которая «философствует о вечно тождественном бытии» (Ascl. In Introd. arithm. I, 1. 14-43 Tarân; Jo. Philop. In Introd. arithm. Ι α Hoche), см. подробнее: MORAUX II, S. 92-123.
Творчество А. отмечено характерным для поздних перипатетиков интересом к Платону и скептикам (ср.Александр из Дамаска),а также синтезом риторики и философии в духе «второй софистики». А. традиционно считался одним из учителейАлександра Афродисийского,но сейчас это мнение пересмотрено (см. подробнее:Аристотель из Митилены).
Фрагм.:Aristoclis MessemiReliquiae. Ed. H. Heiland. Diss., Giessen, 1925;Aristocles ofMessene.Testimonia and Fragments. Ed. by M. L. Chiesara. Oxf., 2002.
Лит.:Trabucco F.Il problema di «De philosophia» di Aristocle di Messene et la sua dottrina,-Acme11, 1958, p. 97-150;Eadem.La polemica di Aristocle di Messene contro Protagora e Epicuro,- AAT93, 1958-1959, p. 473-515;Eadem.La polemica di Aristocle di Messene contro lo scetticismo di Aristippo e i Cirenaici, -RSF15,1960, p. 115-140; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 83-207.
М. А. СОЛОПОВА