Акмеологический словарь

ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

сформулирован С.Л.Рубинштейном в начале тридцатых годов на основе раскрытия методологической роли в психологии философской категории деятельности. Е. с. д. п. впервые представил полученные во всей мировой психологии многочисленные данные, проблемы, направления исследований как обобщенные и внутренние взаимосвязанные. На основе этого принципа дается определение психики и сознания как единства знания и переживания, отражения и отношения, идеального и экзистенциально-онтологического. Однако единство сознания и деятельности не является их тождеством, их взаимосвязь реализуется на основе их качественного своеобразия; деятельность представляет собой реально-практический способ связи человека и его сознания с миром, выход в действительность, тогда как сознание – идеальный. Роль сознания проявляется в регуляции деятельности, а она представляет собой реальное онтологическое социальное качество бытия человека. Для Рубинштейна важнейшей была проблема взаимопереходов сознания и деятельности, которая существует только тогда, когда признается, что каждая составляющая имеет свою специфическую качественную определенность. Сознание обладает своей специфической активностью, проявляющейся в познании, понимании мира, самоопределении в нем личности и регуляции ее деятельности. Можно говорить, что сознание не только отражение мира, но и выражение отношения к нему субъекта. Согласно Рубинштейну, сознание репрезентирует индивиду в настоящем времени все то, что имело место в любом другом времени и пространстве. Сознание как идеальное способно строить модели, конструкты, интегрирующие специфическое субъективное смысловое время и пространство. Субъективность – вторая важнейшая характеристика сознания проявляется в его ценностном характере, в способности переживания, выражения своего отношения к миру, выборе. Связь сознания и деятельности постулируется положением: «сознание (и личность – добавим мы сегодня) проявляется и развивается в деятельности». Эта связь носит двусторонний характер: в деятельности реализуются цели, мотивы, устремления, притязания субъекта и его способности (что Д.Н.Узнадзе обозначил термином «объективация») и одновременно происходит обратное влияние реализованных возможностей субъекта на его сознание, способности, их дальнейшее развитие.

  1. единства сознания и деятельности принципосновополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме Формируясь в деятельности психика сознание в деятельн...Большая психологическая энциклопедия
  2. единства сознания и деятельности принципЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме Формируясь ...Большой психологический словарь
  3. единства сознания и деятельности принципутверждение неразрывной генетической и функциональной связи сознания и деятельности. Входит в число фундаментальных философскометодологических принципов отечественной пси...Прикладные аспекты современной психологии
  4. единства сознания и деятельности принципАвтор. С.Л.Рубинштейн е гг. Категория. Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии. Специфика. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются...Психологический словарь II
  5. единства сознания и деятельности принципосновополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован в гг. С. Л. Рубинштейном Формируясь в деятельности психика сознание в деятельности и проявля...Словарь конфликтолога