100 знаменитых изобретений

ВОЗДУШНЫЙ ШАР

Хотя история воздухоплавания насчитывает чуть более двухсот лет, стремление человека оторваться от Земли и взлететь, подобно птице, проявлялось еще в глубокой древности. Умение летать считалось чем?то необычайным, присущим могущественным волшебникам или, по мнению наших предков, богам. Неслучайно многие из богов изображались в виде крылатых существ. Наиболее известное предание о полетах человека – миф о великом мастере Дедале и его сыне Икаре. Скрываясь от гнева царя Миноса, они улетели с Крита на крыльях, сделанных из птичьих перьев, скрепленных воском. Мудрый Дедал летел невысоко. А его сын, несмотря на предостережения отца, устремился к Солнцу. Солнечные лучи растопили воск, и Икар упал в Эгейское море. Желание овладеть воздушной стихией привело к появлению множества проектов, большей частью неосуществимых. Тема воздухоплавания присутствует во многих литературных произведениях. Так, известный забияка и дуэлянт Сирано де Бержерак в своем романе «Иной свет, или Государства и империи Луны» описал несколько летательных аппаратов для путешествия по воздуху. Один из этих аппаратов поразительно похож на аэростат Монгольфье. Герой романа с помощью двух наполненных дымом герметических оболочек долетает до Луны, где выпускает дым и, пользуясь оболочками как парашютом, опускается на ее поверхность. В 1670 г. итальянец Лан предложил проект воздушного корабля. Он представлял собой гондолу, к которой канатами прикреплялись четыре полых шара из меди или жести диаметром 7,5 метра и толщиной стенок 0,5 миллиметра. Посредине гондолы была прикреплена мачта с парусом. Изобретатель предлагал выкачать воздух из шаров, с тем чтобы разность между массой вытесненного шарами воздуха и их собственной массой была достаточной для поднятия гондолы с пассажирами. Этот проект был не выполним, поскольку при такой толщине стенок шара силы внешнего атмосферного давления неминуемо бы его смяли. Но вместе с тем, это был первый проект летательного аппарата, принцип работы которого основан на законе Архимеда. Важнейшим событием, оказавшим влияние на развитие воздухоплавания, стало открытие и исследование Генри Кавендишем в 1766 г. водорода, или, как его называли тогда, «горючего воздуха». Из?за малой плотности его сразу начали рассматривать как несущий газ для воздушных шаров. Мир стоял на пороге воздухоплавания. Но многие авторитетные ученые того времени отвергали возможность этого. Так астроном Лаланд в 1782 г. писал: «Невозможность подняться вверх с помощью ударов крыльями столь же твердо установлена, как и невозможность подняться с помощью тел, из которых выкачан воздух». Действительность не преминула в очередной раз опровергнуть заявление непререкаемого «авторитета». В 1783 г. наблюдения Жозефа и Этьена Монгольфье за облаками привели их к мысли использовать для аэростата водяной пар. Но первые опыты оказались неудачными из?за слишком тяжелой оболочки и быстрой конденсации пара. Тогда они решили использовать дым, образующийся при горении шерсти и сырой соломы. По мнению братьев, дым имел электрические свойства, а электричеству они приписывали свойства отталкиваться от поверхности земли. После ряда неудач пришел успех – одна оболочка, наполненная дымом, оторвалась от удерживающих веревок и поднялась на высоту около 300 метров. После десятиминутного пребывания в воздухе оболочка рухнула на землю. 5 июня 1783 г. прошло официальное испытание нового аппарата. В присутствии зрителей наполненная дымом оболочка объемом 600 м3 поднялась на высоту около двух тысяч метров и затем упала на расстоянии двух километров от места подъема. Так началась эра воздухоплавания. 27 августа 1783 г. в Париже состоялся полет аэростата профессора Шарля. В отличие от аппарата Монгольфье с матерчатой, оклеенной изнутри бумагой камерой, аэростат Шарля был сделан из шелка, пропитанного каучуком. Объем его был 35 м3. Но главное отличие состояло в том, что оболочка наполнялась водородом. Аппарат Шарля быстро поднялся на высоту 950 метров и скрылся в облаках. От избыточного давления на большой высоте его оболочка лопнула, деревенские жители, напуганные непонятным предметом, свалившимся с неба, поспешили уничтожить шар. После этого полета аэростаты, наполненные горячим воздухом или дымом, стали называть монгольфьерами, а наполненные водородом – шарльерами. 19 сентября 1783 г. в воздух поднялся монгольфьер с подвешенной на цепях клеткой. В ней находились первые «воздухоплаватели» – петух, утка и баран. Они благополучно перенесли полет. Теперь стало возможным поднять на аэростате человека. 21 ноября 1783 г. в воздух на монгольфьере поднялись Пилатр де Розье и Арланд. Их аппарат, преодолев 8 километров, приземлился в пригороде Парижа. В полете они едва не погибли из?за пожара. 1 ноября того же года профессор Шарль вместе с единомышленником Робером поднялся в воздух на аэростате собственной конструкции. Они пробыли в воздухе 2 часа 15 минут, пролетев за это время 40 километров. Следует отметить, что конструкция шарльера была более совершенной, чем монгольфьера. Первый обладал большей подъемной силой. Кроме того, недостатком монгольфьера была высокая пожароопасность из?за соседства открытого огня и легковоспламеняемой оболочки. Полеты на воздушных шарах становились все более популярными. С начала XIX века их стали использовать для научных целей. В 1802 г. Гумбольдт и Бомплан исследовали зависимость изменения температуры воздуха от высоты. В полетах принимали участие русский академик Захаров и Гей?Люссак. Исследования позволили получить данные о зависимости температуры, давления, влажности воздуха, его состава от высоты. Было изучено воздействие высоты на организм человека. В 1887 г. Д. И. Менделеев совершил самостоятельный полет, чтобы наблюдать солнечное затмение. В первых научных полетах аэронавтам удавалось подняться на высоту семь и более тысяч метров. Начиная с 5000 метров у них появлялась слабость, головокружение, снижение остроты слуха и зрения. С увеличением высоты эти симптомы усугублялись. На высоте более 8000 метров человек терял сознание. В некоторых высотных полетах стали использовать баллоны, позволяющие вдыхать чистый кислород. Но полностью решить эту проблему не удавалось. Несмотря на это, к концу XIX века на аэростатах были поставлены рекорды. В 1894 г. немец Берсон на аэростате «Феникс» поднялся на высоту 9150 метров, а в 1900 году во время Всемирной выставки в Париже французы де ла Во и Костельон на аэростате «Центавр» за 35 часов 45 минут преодолели расстояние в 1922 километра, приземлившись в Киевской губернии. Успехи аэронавтики рассматривали как доказательство возможности достичь на воздушном шаре Северного полюса. Такую попытку предпринял в 1897 г. швед С. А. Андре. Его аэростат «Орел» был сконструирован с учетом суровых климатических условий Арктики. Для повышения надежности на нем было предусмотрено три клапана для выпуска газа. Гондола представляла собой закрытую со всех сторон каюту, на крыше которой находилась площадка для наблюдений. При необходимости она могла быть переоборудована в лодку или сани. 11 июля 1897 г. Андре вместе со Стриндбергом и Френкелем поднялся в воздух с острова, расположенного неподалеку от Шпицбергена. Спустя два дня после начала полета Андре послал с почтовым голубем свое последнее сообщение. Лишь в 1930 г. был обнаружен лагерь отважных воздухоплавателей. Гибель экспедиции Андре показала, что аэростат нельзя считать надежным средством воздушного передвижения. Несмотря на все усовершенствования, они всецело зависели от погодных условий: силы и направления ветра, температуры, давления и влажности воздуха. С момента своего появления воздушные шары использовались в военных целях – для наблюдения за наземными войсками, в составе кораблей на море – для обнаружения мин и подводных лодок противника. С появлением боевой авиации стали применять привязные аэростаты заграждения, связанные с землей прочным стальным тросом. В 20–30?е годы XX в. были созданы стратостаты – аэростаты с герметичной гондолой для исследования верхних слоев атмосферы. Они достигали высоты 20 километров. В настоящее время воздушные шары нашли себе применение в метеорологии для запуска на большие высоты автоматических метеорологических станций. Появление современных прочных газонепроницаемых материалов, газовых горелок, позволяющих длительное время поддерживать высокую температуру внутри шара, дали возможность создать воздушные шары для спортивных целей. Воздушные шары, несмотря на все свои недостатки, позволили человечеству расширить свои возможности, освоить «пятый океан» – атмосферу Земли.

  1. воздушный шарСферический аэростат. В г. Менделеев решил использовать воздушный шар для наблюдения солнечного затменияem В. Данилевский. Русская техника.Синонимы аэростат воздушный ша...Фразеологический словарь русского литературного языка
  2. воздушный шарВОЗДУШНЫЙ ШАР устар. название свободного аэростата. iПервые аэростаты см. Воздухоплавание iимели форму тпара откуда и произошло название В. ш. Впоследствии большинство аэ...Большая советская энциклопедия
  3. воздушный шарустаревшее название свободного Аэростата. Первые аэростаты см. Воздухоплавание имели форму шара откуда и произошло название В. ш. Впоследствии большинство аэростатов прин...Большая Советская энциклопедия II
  4. воздушный шараэростат pallone m aerostatico игрушка palloncino Итальянорусский словарь. Синонимы аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. воздушный шарвоздушный шарHeiluftballonСинонимы аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. воздушный шарЖарг. мол. Ирон.em Об одиноком человеке. Максимов .Синонимы аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Большой словарь русских поговорок
  7. воздушный шарВОЗДУШНЫЙ ШАР Balloon см. Аэростат Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственное Военноморское Издательство НКВМФ Союза ССР...Морской словарь
  8. воздушный шарВОЗДУШНЫЙ ШАРstrong неуправляемый летательный аппарат который легче воздуха. Воздушные шары используются для развлечения а также для научных и военных целей. Шары наполня...Научно-технический энциклопедический словарь
  9. воздушный шараеростат....Російсько-український словник сталих словосполучень
  10. воздушный шарarostaat eo aerostato...Русский-африкаанс словарь
  11. воздушный шарair balloon...Русско-английский аэрокосмический словарь
  12. воздушный шарballoon...Русско-английский морской словарь
  13. воздушный шарballoon аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-английский политехнический словарь
  14. воздушный шарair balloon...Русско-английский словарь по авиации
  15. воздушный шарballoon...Русско-английский словарь по физике
  16. воздушный шарballoon...Русско-английский словарь по электронике
  17. воздушный шарballoon...Русско-английский словарь политической терминологии
  18. воздушный шарballoon аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-английский технический словарь
  19. воздушный шарballoon...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  20. воздушный шарlggmb аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-венгерский словарь
  21. воздушный шарвоздушный шар Синонимы аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-ивритский словарь
  22. воздушный шарpallone aerostatico...Русско-итальянский политехнический словарь
  23. воздушный шарСинонимы аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-китайский словарь
  24. воздушный шарАгаарын бмблг...Русско-монгольский словарь
  25. воздушный шарBallon Freiballon Luftballon...Русско-немецкий политехнический словарь
  26. воздушный шарballong luftballong аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-норвежский словарь
  27. воздушный шарaerstato mu balo m аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-португальский словарь
  28. воздушный шарhava balonu...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  29. воздушный шарповтряна куля Синонимы аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарльер...Русско-украинский политехнический словарь
  30. воздушный шарbaln...Русско-чешский словарь
  31. воздушный шарbalng.strong ballong...Русско-шведский словарь
  32. воздушный шарballoon Крупная сумма выплачиваемая время от времени для погашения долга. К займам типа воздушный шар balloon loans относятся те погашение которых происходит не в форме р...Словарь бизнес терминов
  33. воздушный шарвоздушный шар монгольфьер аэростат дирижабль Словарь русских синонимов. воздушный шар сущ. колво синонимов аэростат воздушный шарик дирижабль монгольфьер шарлье...Словарь синонимов II
  34. воздушный шарвоздушный шар монгольфьер аэростат дирижабль...Словарь синонимов
  35. воздушный шарпервый шар с корзиной для полетов поднялся в небо в году. Произошло это в Версале в присутствии Людовика XVI и Марии Антуанетты. Пассажирами этого воздушного судна стали...Словарь трудностей кроссвордов
  36. воздушный шарВоздушный шар во сне предвещает гибель надежд и несчастья. Вашу деятельность ждут серьезные потрясения. Подъем на воздушном шаре снится к неудачному путешествию....Современный сонник
  37. воздушный шарПогибшие надежды и несчастья сопутствуют этому сну. Ваша деловая жизнь будет явно в упадке.Подниматься на воздушном шаре означает неудачное путешествие....Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  38. воздушный шарУвиденный во сне воздушный шар предвещает погибшие надежды и несчастья в деловой жизни.Подниматься на воздушном шаре к неудачному путешествию. Видеть во сне воздушный ша...Сонник от А до Я
  39. воздушный шарбесполезные и несбыточные мечты....Сонник Соломона
  40. воздушный шарвидеть в небе несбыточное крах всех надежд. Подниматься самому в нм счастье в любви и достижение профессионального успеха крах главных планов....Сонник Странника
  41. воздушный шарбесполезные мечты разлука на короткое время....Старинный сонник
  42. воздушный шарВОЗДУШНЫЙ ШАР balloon Крупная сумма выплачиваемая время от времени для погашения долга. К займам воздушный шар balloon loans относятся те погашение которых происходит не ...Финансовый словарь
  43. воздушный шароцените положение дел не отвлекайтесь на мелочи все поступающие предложения хорошенько оцените если шар летит вверх это к скорой прибыли....Цыганский сонник
  44. воздушный шарвид займа по условиям которого последний платеж в его погашении значительно больше предыдущих см. т.ж. ЗАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАР характеристика последовательного выпуска облига...Экономика и право
  45. воздушный шарВоздушный шар В дополнение к помещенным уже ранее статьям Аэронавтика и Аэростат здесь приводятся сведения касающиеся приготовления и наполнения В. шаров и некоторых случ...Энциклопедический словарь
  46. воздушный шарВ дополнение к помещенным уже ранее статьям Аэронавтика и Аэростат здесь приводятся сведения касающиеся приготовления и наполнения В. шаров и некоторых случаев их примене...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  47. воздушный шарвид займа по условиям которого последний платеж в его погашении значительно больше предыдущих см. т.ж. ЗАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАР характеристика последовательного выпуска облига...Энциклопедический словарь экономики и права
  48. воздушный шарВоздушный шар см. в ст. Воздухоплавание....Энциклопедия «Техника»
  49. воздушный шарвоздушный шар см. в ст. Воздухоплаваниеem. dd Энциклопедия Техника. М. Росмэн....Энциклопедия техники