100 великих украинцев

ИЛЛАРИОН

(конец X в. — 1088) оратор и писатель, церковно-политический деятель Киевской Руси Илларион — наиболее выдающийся сподвижник Ярослава Мудрого, первый митрополит киевский из русичей. К сожалению, сведений о его жизни сохранилось мало. Илларион, происходивший из знатного киевского рода, родился в конце X века, был среди юношей, которых Владимир Святославич после принятия христианства велел обучать книжной премудрости при Десятинной церкви. С детских лет Илларион был близок ко двору и хорошо знаком с сыновьями великого князя, в частности с Ярославом. Свое образование Илларион усовершенствовал в Константинополе. Пребывание в столичном городе обогатило его свободным владением греческим языком и широким кругозором, в частности историософским видением прошлого и современного ему мира, где Русь занимала все более весомое место. Еще в первые годы правления Ярослава Илларион оказался среди ближайших сподвижников князя. Свое знаменитое «Слово о Законе и Благодати» Илларион произнес в присутствии Ярослава на Кирио-Пасху (в день совладения праздников Благовещенья и Пасхи) весной 1022 года. К этому времени в Киеве завершилось строительство и отделка Золотых ворот с венчавшей их церковью Благовещенья, а также Софийского собора, сооружение которого началось еще при Владимире, но приостановилось из-за пожара во время нападения печенегов в 1017 году. Высвящение Иллариона в сан митрополита. «Слово о Законе и Благодати» можно считать программным документом правления Ярослава Мудрого. Всемирная история, в соответствии с церковной традицией, истолковывается в нем как реализация предвечного Божьего провидения, а суть ее усматривается в постепенном приобщении народов, признаваемых равными, к миру христианства. Илларион с гордостью обозревает славное прошлое языческой Руси, приветствует ее вступление в круг христианских народов и гордится тем почетным положением, которое она тут заняла. Исходя из православного философского учения об истечении божественного света в сферу внешнего мрака, киевский мыслитель определяет ветхозаветный «закон» и евангельскую «благодать» как его последовательные ступени, как путь человечества от грехопадения через подчинение заповедям Бога к свободе. Закон, согласно Иллариону, должен определять поведение людей на той стадии развития, когда они еще далеки от совершенства, и готовить человечество к восприятию божественной благодати, которая, как полнота истины, любви, красоты и свободы, — выше закона. Илларион подчеркивает свободный от внешнего давления выбор христианства Владимиром, которого следует почитать «равноапостольным». Подобно апостолам, он свободно избрал веру и приложил немало усилий для обращения в нее своих сограждан. Ярослав же прославляется как продолжатель дела отца, заботящийся о храмовом строительстве, благочестии и просвещении. Илларион называет Ярослава «новым Соломоном», продолжившим и приумножившим деяния своего отца Владимира, восхваляемого как «новый Давид». Входя в ближайшее окружение Ярослава и выступая идеологом его политики, Илларион в последующие годы стал центральной фигурой образовавшейся в Киеве при кафедральном Софийском соборе своеобразной академии, развернувшей широкую просветительскую и научную работу. Он руководил созданием библиотеки при Софийском соборе и работой тут переписчиков и переводчиков. Его перу принадлежит древнейший летописный свод и многие другие произведения, преимущественно богословского содержания. Наиболее известны «Молитва», «Исповедание веры» и «Слово об обновлении Десятинной церкви». Многолетнее сотрудничество Иллариона с Ярославом, его большие познания, риторические и писательские способности, а также известная всем праведность определили выдвижение его кандидатуры великим князем в 1051 г. на пост митрополита — главы древнерусской церкви. Это произошло в период обострения отношений между Русью и Византией, откуда в Киев присылали митрополитов. Илларион возглавлял Киевскую митрополию несколько лет, пока конфликт с Византией не был улажен. Мирный договор, скрепленный браком сына Ярослава Мудрого Всеволода и дочери императора Константина IX Мономаха, ознаменовал начало нового периода конструктивных партнерских отношений Руси и Византии. В Киев из Константинополя, в соответствии с каноническим правом, прибыл высвяченный патриархом митрополит, сменивший Иллариона на высоком посту. В ноябре 1053 г. Илларион сложил свои митрополичьи обязанности и постригся под именем Никона в монахи Киево-Печерского монастыря. С именем Иллариона, который, по словам летописца, был «муж благой, и книгочей, и постник», связывают возникновение Киево-Печерского монастыря. Будучи пресвитером в Берестове, он часто удалялся на живописный, тогда еще покрытый лесом, высокий берег Днепра, «где ныне старый монастырь Печерский». Там он выкопал для себя небольшую пещерку для молитвенного уединения. Однако его присутствие требовалось в Киеве. Когда Илларион стал митрополитом, эту пещерку занял духовно близкий ему Антоний, окончательно вернувшийся на Русь с Афона. Вскоре вокруг Антония «сплотилась небольшая братия». Так началась монашеская жизнь на Печерске. Принявший монашество под именем Никона уже пожилой Илларион в 1072–1073 гг. обработал и дополнил составленный им некогда первый летописный свод. В 1074 г., после смерти преподобного Феодосия, братия избрала Никона своим игуменом. Однако на этом посту он удержался недолго. Вступив в конфликт с великим князем Изяславом Ярославичем, разгневанным тем, что в Печерском монастыре без его ведома приняли постриг двое людей из его ближайшего окружения, игумен вынужден был удалиться в далекую Тмутаракань на Керченском проливе. Здесь Илларион в уединении дожил до глубокой старости, и в 1088 г. почил столетним старцем. Жизнь была с честью доведена до конца и увенчана благородным умиротворением старости. Роль Иллариона в становлении духовной культуры Киевской Руси огромна. Он первым осмыслил и представил в образной форме историческое место обновленной принятием христианства Руси среди народов мира. В его «Слове…» Русь осознала себя в историософском отношении, а Первый летописный свод стал базовым историческим текстом древнерусской истории. Созданная Илларионом концепция отечественной истории стала основой идейного самосознания древнерусского общества и в значительной степени — современного понимания ранних этапов отечественной истории. Его метафора, соотносящая Владимира с Давидом, а Ярослава — с Соломоном, сохраняет значение и сегодня, когда мы с тысячелетней дистанции можем оценить их роль в нашей истории. Немаловажен и духовный образ Иллариона, позволявший ему в течение всей долгой, насыщенной жизни играть выдающуюся общественную и церковную роль в жизни Киевской Руси.

  1. илларионИлларионstrong гр. веселый радостный. Русские формыЛарион Ларя откуда фамилия Ларины. См. Дмитрий Ларин господний раб и бригадир А. С. П у ш к и н. Евгений Онегин....Ты и твоё имя (список имён)
  2. илларионНачальная форма Илларион единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  3. илларионИлларионstrong а м. Разг. к Иларион см. Отч. Илларионович Илларионовна разг. Илларионыч....Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  4. илларионархиеп. богослов и церк. деятель. Род. в семье священника Моск. епархии. Окончил Моск. дух. акад. магистр богословия . В пострижен в монашество рукоположен в иеромонахи...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  5. илларионИлларион Илларионович Илларионовнаem Синонимы имя ларион...Русский орфографический словарь
  6. илларионИлларион а муж.em Разг.em к см.em Иларион.Отч.strong Илларионович Илларионовна разг.em Илларионыч. Словарь личных имн Илларион русск. мужское имя отч.u Илларионович Иллар...Словарь личных имен
  7. илларионсело Липицы Серпуховского уезда Московской губернии декабря Ленинград. Родился в семье священника. В окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богосл...Словарь Политические деятели России, 1917 г.
  8. илларионИлларион веслый радостный Ларион Ларивон Илларионка Ила Ларионка Лариоха Лариоша Ларя Ларюха Ларюша Словарь русских синонимов. илларион сущ. колво синонимов имя ларио...Словарь синонимов II
  9. илларионИлларион веслый радостный Ларион Ларивон Илларионка Ила Ларионка Лариоха Лариоша Ларя Ларюха Ларюша...Словарь синонимов
  10. илларионRzeczownik Илларион Iarion Hilarion...Универсальный русско-польский словарь
  11. илларионИЛЛАРИОН гг. рожд. и смерти неизв. рус. мыслитель в. оратор гос. деятель священник с митрополит. Выступал как соратник Ярослава Мудрого в борьбе за объединение Руси бы...Философская энциклопедия
  12. илларионгг. рожд. и смерти неизв. рус. мыслитель в. оратор гос. деятель священник с митрополит. Выступал как соратник Ярослава Мудрого в борьбе за объединение Руси был поборни...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  13. илларионНии Нал Лорина Лори Лор Лира Лион Лина Лилина Ларион Ларин Лал Ирон Нил Нло Нора Ирина Иран Олин Орлан Орн Ралли Ион Рало Иол Илона Илларион Илл Рано Рао Рин Рио Риони Ро...Электронный словарь анаграмм русского языка