100 великих скульпторов

СКОПАС

ок. 395 г. до н. э. — 350 г. до н. э.) Скопас по праву может быть назван одним из величайших скульпторов Древней Греции. Созданное им направление в античной пластике надолго пережило художника и оказало огромное влияние не только на его современников, но и на мастеров последующих поколений. Известно, что Скопас был родом с острова Парос в Эгейском море, острова, славившегося своим замечательным мрамором, и работал между 370–330 годами до нашей эры. Отец его, Аристандрос, был скульптор, в мастерской которого, по-видимому, и формировался талант Скопаса. Художник исполнял заказы разных городов. В Аттике находились две работы Скопаса. Одна, изображавшая богинь-мстительниц Эриний, — в Афинах, другая — Аполлона-Феба — в городе Рамнунте. Две работы Скопаса украшали город Фивы в Беотии. Одно из самых эмоционально насыщенных произведений Скопаса — группа из трех фигур, изображающих Эроса, Потоса и Гимероса, то есть любовь, страсть и желание. Группа находилась в храме богини любви Афродиты в Мегариде, государстве, лежащем к югу от Беотии. Изображения Эроса, Гимероса и Потоса, по словам Павсания, так же отличаются одно от другого, как различаются в действительности олицетворяемые ими чувства. «Композиционное построение статуи Потоса гораздо сложнее, чем в более ранних произведениях Скопаса, — пишет А. Г. Чубова. — Ритм плавного мягкого движения проходит через протянутые в одну сторону руки, приподнятую голову, сильно наклоненный корпус. Для передачи эмоции страсти Скопас не прибегает здесь к сильной мимике. Лицо Потоса задумчиво и сосредоточенно, меланхолический томный взгляд устремлен вверх. Все окружающее как бы не существует для юноши. Как и вся греческая скульптура, статуя Потоса была раскрашена, и цвет играл важную роль в общем художественном замысле. Плащ, свисающий с левой руки юноши, был ярко-синий или красный, что хорошо подчеркивало белизну обнаженного тела, оставленного в цвете мрамора. На фоне плаща четко выделялась белая птица с крыльями, легко тонированными серым цветом. Раскрашены были также волосы, брови, глаза, щеки и губы Потоса. Вероятно, статуя Потоса, как и статуя Гимероса, стояла на низком пьедестале, а статуя Эроса — на более высоком. Этим объясняется поворот фигуры Потоса и направление его взгляда. Задача, поставленная Скопасом в этом произведении, была для пластики того времени новой и оригинальной. Воплотив в статуях Эроса, Потоса и Гимероса нюансы больших человеческих чувств, он раскрыл перед пластическим искусством возможности передачи и других разнообразных эмоций». Работая в храме пелопоннесского города Тегей, Скопас прославился не только как скульптор, но и как архитектор и строитель. Древний храм в Тегее сгорел в 395 году до нашей эры. Павсаний говорит, что «нынешний храм своею величавостью и красотою превосходит все храмы, сколько их есть в Пелопоннесе… Архитектор его был паросец Скопас, тот самый, который соорудил много статуй в древней Элладе, Ионии и Карии». На восточном фронтоне храма Афины Алеи в Тегее мастер представил охоту на калидонского вепря. «На западном фронтоне была показана сцена из мифа, — пишет Г. И. Соколов, — также далекого от участия популярных в V веке верховных олимпийских божеств, но со сложной коллизией и драматической развязкой. Сына Геракла Телефа, пошедшего на войну с Троей, греки не узнали, и началась битва, окончившаяся гибелью многих ее участников. Трагичны не только сюжеты, выбранные для этих фронтонов, но и сами образы. Мастер показывает голову одного из раненых слегка запрокинутой назад, словно от мучительной боли. Резко изогнутые линии бровей, рта, носа передают волнение и колоссальное напряжение чувств. Внутренние углы глазниц, глубоко врезанные в толщу мрамора, усиливают контрасты светотени и создают сильно действующие драматические эффекты. Рельеф лица со вздувшимися мышцами надбровных дуг, припухлыми углами рта, неровен, бугрист, искажен скрытыми страданиями». Самым значительным из творений Скопаса в круглой пластике может считаться статуя Вакханки (Менады) с козленком. Сохранилась лишь отличная копия статуи, хранящаяся в Дрезденском музее. Но писатель IV века Каллистрат оставил подробную характеристику статуи: «Скопасом была создана статуя Вакханки из паросского мрамора, она могла показаться живою… Ты мог бы видеть, как этот твердый по своей природе камень, подражая женской нежности, сам стал как будто легким и передает нам женский образ… Лишенный от природы способности двигаться, он под руками художника узнал, что значит носиться в вакхическом танце… Так ясно выражен был на лице Вакханки безумный экстаз, хотя ведь камню не свойственно проявление экстаза; и все то, что охватывает душу, уязвленную жалом безумия, все эти признаки тяжких душевных страданий были ясно представлены здесь творческим даром художника в таинственном сочетании. Волосы как бы отданы были на волю Зефира, чтобы ими играл он, и камень как будто бы сам превращался в мельчайшие пряди пышных волос… Один и тот же материал послужил художнику для изображения жизни и смерти; Вакханку он представил перед нами живой, когда она стремится к Киферону, а эту козу уже умершей… Таким образом, Скопас, создавая образы даже этих лишенных жизни существ, был художником, полным правдивости; в телах он смог выразить чудо душевных чувств…» Многие поэты слагали стихи об этом произведении. Вот одно из них: Камень паросский вакханка, Но камню дал душу ваятель. И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она. Эту фиаду создав в исступленье с убитой козою Боготворящим резцом, чудо ты сделал, Скопас. Знаменитые творения Скопаса находились также в Малой Азии, где он работал в пятидесятых годах IV века до нашей эры, в частности, украшал храм Артемиды в Эфесе. А главное, вместе с другими скульпторами Скопас участвовал в оформлении Галикарнасского мавзолея, исполненного в 352 году и украшенного с истинно восточным великолепием. Там были статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и три рельефных фриза. На одном из фризов было изображено состязание колесниц, на другом — борьба греков с кентаврами (фантастические полулюди-полукони), на третьем — амазономахия, то есть битва греков с амазонками. От первых двух рельефов сохранились лишь небольшие фрагменты, от третьего — семнадцать плит. Предполагают, что Скопас был автором амазономахии. Действительно, только гениальный скульптор мог создать столь эмоционально насыщенную, динамичную многофигурную композицию. Фриз с амазономахией, имеющий общую высоту 0,9 метра, с фигурами, равняющимися примерно трети человеческого роста, опоясывал все сооружение, и если мы не можем с точностью сказать, в какой части он был помещен, то все-таки можно определить его длину, приблизительно равную 150–160 метрам. Вероятно, на нем было размещено более 400 фигур. Легенда об амазонках — мифическом племени женщин-воительниц — была одной из излюбленных тем греческого искусства. По преданию, они жили в Малой Азии на реке Фермодонте и, предпринимая далекие военные походы, доходили даже до Афин. Они вступали в сражения со многими греческими героями и отличались отвагой и ловкостью. Одно из таких сражений и изображено на галикарнасском фризе. Битва в самом разгаре, и трудно сказать, кто будет победителем. Действие развертывается в бурном темпе. Пешие и конные амазонки и греки яростно нападают и храбро защищаются. Лица сражающихся охвачены пафосом битвы. Особенностью композиционного построения фриза было свободное размещение фигур на фоне, некогда окрашенном в ярко-синий цвет. Сравнение сохранившихся плит показывает общий художественный замысел, общее композиционное построение фриза. Весьма возможно, что композиция принадлежит одному художнику, но вряд ли автор сам компоновал все отдельные фигуры и группы. Он мог наметить общее расположение фигур, дать их размеры, задумать общий характер действия и предоставить другим мастерам отделывать рельеф в деталях. На плитах этого наиболее сохранившегося фриза достаточно ясно различаются «почерки» четырех мастеров. Выдающимися художественными достоинствами отличаются три плиты с десятью фигурами греков и амазонок, найденные с восточной стороны развалин; они приписываются Скопасу. На плитах, считающихся работой Леохара и Тимофея, стремительность движения подчеркивается не только позами сражающихся, но и усиливается развевающимися плащами и хитонами. Скопас, наоборот, изображает амазонок только в коротких прилегающих одеждах, а греков совершенно обнаженными и достигает выражения силы и быстроты движения главным образом смелыми и сложными поворотами фигур и экспрессией жестов. Одним из излюбленных композиционных приемов Скопаса был прием столкновения противоположно направленных движений. Так, юноша-воин, упав на колено, удерживает равновесие, касаясь земли правой рукой и уклоняясь от удара амазонки, защищается, протянув вперед левую руку со щитом. Амазонка, сделав выпад в сторону от воина, в то же время замахнулась на него секирой. Хитон амазонки плотно облегает тело, хорошо обрисовывая формы; линии складок подчеркивают движение фигуры. Еще сложнее расположение фигуры амазонки на следующей плите. Юная воительница, отступая от стремительно нападающего бородатого грека, успевает все же нанести ему энергичный удар. Скульптору хорошо удалось передать ловкие движения амазонки, быстро уклоняющейся от нападения и тотчас переходящей в атаку. Постановка и пропорции фигуры, одежда, распахнувшаяся так, что обнажилась половина тела амазонки, — все близко напоминает знаменитую статую Вакханки. Особенно смело Скопас использовал прием противопоставления движений в фигуре конной амазонки. Искусная наездница пустила хорошо обученного коня вскачь, повернулась спиной к его голове и обстреливает врагов из лука. Ее короткий хитон распахнулся, показывая сильную мускулатуру. В композициях Скопаса впечатление напряженности борьбы, быстрого темпа битвы, молниеносности ударов и выпадов достигнуто не только различным ритмом движения, свободным размещением фигур на плоскости, но и пластической моделировкой и мастерским исполнением одежды. Каждая фигура в композиции Скопаса ясно «читается». Несмотря на невысокий рельеф, всюду чувствуется глубина пространства. Вероятно, Скопас работал и над сценой состязания колесниц. Сохранился фрагмент фриза с фигурой возничего. Выразительное лицо, плавный изгиб корпуса, плотно прилегающая к спине и бедрам длинная одежда — все напоминает скопасовских амазонок. Трактовка глаз и губ близка тегейским головам. Яркая индивидуальность Скопаса, его новаторские приемы в раскрытии внутреннего мира человека, в передаче сильных драматических переживаний не могли не повлиять на всех, кто работал рядом с ним. Особенно сильно повлиял Скопас на молодых мастеров — Леохара и Бриаксиса. По словам Плиния, именно скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар своими произведениями сделали это сооружение столь замечательным, что оно вошло в число Семи чудес света. «Свободно владея различной техникой скульптуры, Скопас работал и в мраморе, и в бронзе, — пишет А. Г. Чубова. — Его знание пластической анатомии было совершенно. Изображение самых сложных положений человеческой фигуры не представляло для него затруднений. Фантазия Скопаса была чрезвычайно богата, он создал целую галерею ярко охарактеризованных образов. Его реалистические произведения проникнуты высоким гуманизмом. Запечатлевая различные стороны глубоких переживаний, рисуя печаль, страдание, страсть, вакхический экстаз, воинственный пыл, Скопас никогда не трактовал эти чувства натуралистически. Он поэтизировал их, заставляя зрителя восхищаться душевной красотой и силой своих героев».

  1. скопасв. до н. э.Греческий архитектор и скульптор с острова Парос. Руководил постройкой храма Афины в Тегее Пелопоннес работал над фризом мавзолея в Галикарнасе. Среди работ ко...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. скопасгреч.u SkopasIV в. до н.э. греческий скульптор и архитектор с ова Парос. Принимал участие в строительстве храма Афины в Тегее Пелопоннес и мавзолея в Галикарнасе автор ря...Античный мир. Словарь-справочник
  3. скопасдревнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок. до н....Архитектурный словарь
  4. скопасСкопас древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок...Архитектурный словарь (из интернета)
  5. скопасСКОПАС Skopas древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. представитель поздней классики. Родился на ове Парос работал в Тегее ныне Пиали Галикарнасе ныне Бодрум ...Большая советская энциклопедия
  6. скопасSkopas древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. представитель поздней классики. Родился на острове Парос работал в Тегес ныне Пиали Галикарнасс ныне Бодрум и д...Большая Советская энциклопедия II
  7. скопасдревнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранилсяфриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвыгреков с амазонками мрамор ок. до н. э...Большой энциклопедический словарь II
  8. скопасСКОПАС древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок....Большой энциклопедический словарь III
  9. скопасСКОПАС древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок...Большой Энциклопедический словарь V
  10. скопасгреч. скульптор и архитектор в. до н.э. с ова Парос соврем. Праксителя. Руководил постр. храма Афины в Тегее Пелопоннес а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Г...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. скопасгреч. скульптор и архитектор в. до н.э. с ова Парос соврем. Праксителя. Руководил постр. храма Афины в Тегее Пелопоннес а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Г...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. скопасдревнегреческий скульптор и архитектор в. до нашей эры. Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы страстность выразительность поз и жестов. Сохранился фриз м...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  13. скопасгреческий скульптор с острова Парос живший около г. до н. э. Он сделал несколько барельефов на Галикарнасском мавзолее. Самое знаменитое его произведение группа изображ...Краткий словарь античности
  14. скопасдревнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н.э. представитель поздней классики. Принимал участие в сооружении мавзолея в Галикарнасе ему же принадлежит фриз этого ма...Мировая художественная культура. Словарь
  15. скопасScopas из Пароса известный ваятель и зодчий был занят при постройке храма Афины Алеи в Тегее а в более поздние годы при постройке мавзолея см.u Halicarnassas Галикарнас...Реальный словарь классических древностей
  16. скопасСкопасфессалиец Фессалиец Скопас когда у него попросили какуюто излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства ответил Но ведь нас делает счастливыми именно это и...Сводная энциклопедия афоризмов
  17. скопасгреч. скульптор и архитектор в. до н. э. с острова Парос современник Праксителя. Руководил постройкой храма Афины в Тегее Пелопоннес а в сер. столетия работал над фризом...Словарь античности
  18. скопасСКОПАС древнегреческий скульптор и архитектор в. до нашей эры. Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы страстность выразительность поз и жестов. Сохранился...Современная энциклопедия
  19. скопасСКОПАС древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок....Современный энциклопедический словарь
  20. скопасдревнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок. до н....Строительный словарь
  21. скопасIV ст.em до н.е.em грец. скульптор архтектор з Пароса конкурент Праксителя нцатор патетичного стилю у скульптур Шаленюча Менадаem спвтворець скульптурного декору Мавзоле...Універсальний словник-енциклопедія
  22. скопасСкопас Skуpas древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Представитель поздней классики. Родился на острове Парос работал в Тегее ныне Пиали Греция Галикарнасе...Художественная энциклопедия
  23. скопасСкопас древнегреческий скульптор так называемой новоаттической школы родом из Пароса работал в первой половине IV ст. до Р. Х. Одною из его первых по времени работ было ...Энциклопедический словарь
  24. скопасСКОПАС древнегреческий скульптор и архитектор в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе ныне Бодрум в Турции с изображением битвы греков с амазонками мрамор ок...Энциклопедический словарь естествознания
  25. скопасдревнегреческий скульптор так называемой новоаттической школы родом из Пароса работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною из его первых по времени работ было возобно...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. скопасСКОПАСрасцвет деятельности до н.э. греческий скульптор и архитектор родился на острове Парос ок. до н.э. возможно сын и ученик Аристандра. Первое известное нам произвед...Энциклопедия Кольера II
  27. скопасСкопасScopas . Греческий скульптор с о. Парос живший около г. до Р. X. Он сделал несколько барельефов на галикарнасском мавзолее. Самое знаменитое его произведение груп...Энциклопедия мифологии