100 великих скульпторов

МИРОН

V век до н. э.) Древние писатели часто упоминают имя автора «Дискобола» — Мирона и, рассказывая о его статуях, ставят его в ряду лучших скульпторов V века до нашей эры. Даты рождения и смерти великого мастера, работавшего во второй четверти V века до нашей эры, не удалось определить точно. Местом рождения скульптора Плиний называет Элевферы — небольшой городок на границе двух областей Древней Греции — Аттики и Беотии. Но уже у Павсания Мирон выступает как афинянин. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина, что считалось тогда большой честью. Отец Мирона, по-видимому, не был причастен к искусству. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада — крупного скульптора южной Греции, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Получая заказы от многих городов и областей Греции, Мирон создал большое количество статуй богов и героев. Славился Мирон и как ювелир. Некоторые древние авторы сообщают об изготовленных им серебряных сосудах. Произведениями Мирона был украшен город его учителя — Аргос. Для острова Эгины Мирон сделал изображение богини Гекаты, для острова Самос — колоссальные фигуры Зевса, Афины и Геракла на одном постаменте. Эта группа настолько понравилась римскому полководцу Антонию, что он увез ее в Александрию, и лишь император Август вернул острову статуи Афины и Геракла, оставив Александрии изображение Зевса. Плиний и Цицерон сообщают о мироновских статуях Аполлона в городе Эфесе и в святилище бога врачевания Асклепия в сицилийском городе Акраганте. Для беотийского города Орхомена Мирон исполнил статую бога Диониса. Работал Мирон и над образами прославленных мифологических героев Геракла и Персея. Статуя последнего стояла на Афинском акрополе. Скульптор обращался и к изображению животных. Однако сегодня с уверенностью можно говорить лишь о двух произведениях Мирона, широко известных в древности: скульптурной группе «Афина и Марсий» и статуе юноши, мечущего диск, — «Дискобол». Как пишет Г. И. Соколов: «Мирон обратился к мифу о том, как Афина изобрела, а затем прокляла флейту, искажавшую при игре ее лицо, но взятую потом силеном Марсием. Иногда видят в статуях Афины и Марсия насмешку над любившими флейту беотийцами. Но в этом лишь часть смысла изваяния, как и мифологический сюжет — только одна из сторон его содержания. Сущность произведения Мирона — превосходство благородного над низменным. Образы Афины, олицетворяющей разумное, светлое начало, и Марсия — неуравновешенного, дикого, темного — намеренно контрастны. Рядом с устойчивой фигурой Афины Марсий кажется падающим навзничь. Спокойным, величавым движениям богини противопоставлена экспрессивность отшатнувшегося, испуганного силена. Гармоническое светотеневое решение в статуе Афины оттеняется дробностью вспышек света и тени на мускулах Марсия. Физическая и духовная ясность и красота торжествуют над уродливостью и дисгармонией. В пластике форм полярных образов воплощено столкновение противоположных сил, несовместимых чувств, свойственных не только разным людям, но порой и одному человеку. Каждый грек, видевший эти статуи, представлял грядущую казнь силена, но Мирон не показал ее, изобразив лишь завязку событий… …Движение здесь представлено более сложным, нежели в „Дискоболе“. Афина оборачивается назад, но в ее талии нет такого резкого излома, как в статуе Ники Архерма, где верхняя и нижняя части туловища воспринимались самостоятельными элементами. Плавны изгибы складок одежды, гармоничен наклон головы». Около 470 года Мирон отлил самую знаменитую из всех статуй атлетов. «Дискобол» дошел до наших дней в нескольких различных по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности. Принято считать, что в этой статуе изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан. Однако у римского писателя Филострата Старшего, повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя «Дискобола» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом». Дискобол показан обнаженным, так как на олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности, бронза обладала еще одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу. К сожалению, большая часть дошедших до нас римских копий — мраморные, а не бронзовые. Метание диска издавна было очень распространенным в Греции видом состязаний. Еще скульпторы архаического периода иногда изображали дискоболов, но созданные ими в статуях или рельефах образы были скованными и застывшими. Спокойные юноши со слегка выдвинутой вперед левой ногой стояли в традиционной позе героя-победителя. Без соответствующей подписи или предмета (диска), указывающего вид состязаний, нельзя было узнать, бегун ли изображен, борец, дискобол или метатель копья. Попытки создать статуи атлетов, мечущих диск, можно встретить и у скульпторов-предшественников, но главной особенностью таких изваяний обычно была напряженность. Большого труда стоило им добиться в них подвижности и естественности. Мирон, впервые показавший дискобола прямо на состязании — в момент замаха, оставил далеко позади не только архаических скульпторов, но превзошел и своих учителей — в свободном, артистически легком изображении напряженной фигуры. Можно заметить, что статуя предназначена для восприятия предпочтительно с той стороны, откуда виден широкий размах сильных и напряженных рук. Упругие линии контура будто прочерчены искусной рукой. Такую выразительность контурной линии можно встретить и в древнегреческих рисунках на краснофигурных вазах. Трудно назвать более подходящий сюжет для раскрытия темы движения и энергии, чем напряженный атлет перед броском диска. Изображение спокойной или очень подвижной фигуры не дало бы возможности скульптору показать согласованность сконцентрированной энергии и движения, как это сделано в «Дискоболе». Тема получила здесь особенно полное воплощение, развиваясь от затухающего движения замаха, через мгновенный покой к почти реально ощутимому готовящемуся броску. Сила дискобола подобна силе стальной пружины, силе туго натянутого лука. В следующее мгновение скрытая энергия атлета должна перейти в стремительный полет диска. Динамика образа получает разрядку, успокаивается круговыми плавными контурами рук. Огромное физическое напряжение сдержано и уравновешено гармонической композицией. Атлет кажется спокойным, так как открыто показаны лишь затухающее движение и покой, а потенциально накопленное, уже готовое возникнуть движение еще скрыто и не проявилось. Ход диска напоминает ход тяжелого маятника, исчерпавшего один вид энергии и накопившего другой, но сохраняющего на мгновение состояние покоя, предшествующее еще более энергичному обратному движению. Так в одной статуе одновременно живут движение и покой, напряжение и разрядка. В этом основа вечного импульса сил, наполняющих «Дискобола» и получающих разрешение лишь в сознании воспринимающего его зрителя. Глубокий обобщенный смысл статуи заключает в себе не только подтверждение победы определенного атлета на определенном состязании. Статуя воспринимается, как бронзовая поэма о совершенном, гармонично развитом, деятельном человеке. «Дискобол», как и другие произведения Мирона, тесно связан со своим временем. Каким бы энергичным и деятельным ни был показан Мироном атлет, в нем должен был выражаться величавый покой классики. В «Дискоболе» это достигается средствами композиции. Спокойным и будто неподвижным показано лицо юноши. Ни Мирон, ни его современники не ставили перед собой задач создания скульптурного портрета в таких статуях. Это были скорее памятники, прославляющие героя и город, пославший его на состязания. Напрасно искать в лице «Дискобола» индивидуальные портретные черты. Это идеально правильное лицо совмещает «олимпийское» спокойствие с величайшим напряжением сил. «Это — законченное чудо мужского телосложения: здесь тщательно исследованы все те движения мышц, — отмечает Вилл Дюрант, — сухожилий и костей, что вовлечены в действие тела; вот руки и туловище наклонены, чтобы придать броску наибольшую силу; лицо не искажено напряжением — на нем написано безмятежное сознание своих способностей; голова не тяжеловесна и не брутальна, но принадлежит человеку благородному и утонченному, который, снизойди он до этого, писал бы книги». Совершенные, развитые, прекрасные атлеты в момент наивысшего напряжения сил — вообще любимая тема Мирона. Жизненность этих памятников поражала современников. О статуе бегуна Лада — знаменитого атлета, умершего после одной из своих побед, античный поэт писал: Полон надежды бегун, на кончиках губ лишь дыханье Видно; втянувшись вовнутрь, полыми стали бока. Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню; Ветра быстрейший бегун, — чудо ты Мирона рук. Другое чудо скульптора — медная статуя коровы. По рассказам древних, она настолько походила на живую, что на нее садились слепни. Пастухи и быки также принимали ее за настоящую: Медная ты, но гляди к тебе плуг притащил землепашец, Сбрую и вожжи принес, телка — обманщица всех. Мирона было то дело, первейшего в этом искусстве, Сделал живою тебя, телки рабочей дав вид. Мирон занимал срединное положение между пелопоннесской и аттической школами. Он научился соединять пелопоннесскую мужественность с ионийской грацией. Его творчество отличалось от других школ тем, что он привнес в скульптуру движение. Мирон показал атлета не до или после состязания, но в мгновения самой борьбы. Вместе с тем он так мастерски осуществлял свой замысел в бронзе, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действии.

  1. миронМиронstrong гр. источающий благовонное миро благоухающий Ср. миропомазание один из церковных обрядов....Ты и твоё имя (список имён)
  2. миронв. до н. э.Греческий скульптор родился в Аттике. Создал бронзовые скульптуры для храмов в Афинах Дельфах. Автор скульптуры Дискобол группы Афина и Марсий. Особенно восхищ...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. миронгреч.u Myronсер. V в. до н.э. известнейший скульптор Эллады мастер литья из бронзы непревзойденно передававший в своих скульптурах движение человеческих тел сохранились р...Античный мир. Словарь-справочник
  4. миронсотр. Киевской старины гг.Венгеров игумен черепов. Воскр. м. г.Дополнение Мирон г. игумен Преобр. пензенск. мон. в череповецк. Воскресенск. мон. был игуменом с марта ...Большая биографическая энциклопедия
  5. миронМИРОН Myron древнегреческий скульптор сер. в. до н. э. Род. в Элевтерах на границе Беотии с Аттикой работал в Афинах. Произв. М. исполненные гл. обр. в бронзе не сохрани...Большая советская энциклопедия
  6. миронMrn древнегреческий скульптор середины в. до н. э. Родился в Элевтерах на границе Беотии с Аттикой работал в Афинах. Произведения М. исполненные главным образом в бронзе...Большая Советская энциклопедия II
  7. миронимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  8. миронМирон Никитич.strong Жарг. уголem. Устар.em Городской судья. Грачев СРВС . em Мировой судья. Трахтенберг .Синонимы имя рыба усач...Большой словарь русских поговорок
  9. миронвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  10. мирондревнегреческий скульптор сер. в. до н. э. Представительискусства ранней классики. Гармоничные образы утверждающие силу и красотучеловека Дискобол Афина и Марсий сохрани...Большой энциклопедический словарь II
  11. миронМИРОН древнегреческий скульптор сер. в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы утверждающие силу и красоту человека Дискобол Афина и Марсий...Большой энциклопедический словарь III
  12. миронМИРОН древнегреческий скульптор сер. в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы утверждающие силу и красоту человека Дискобол Афина и Марси...Большой Энциклопедический словарь V
  13. миронвеликий др.греч. скульптор аттич. школы периода ранней классики я четв. и сер. в. до н.э. Род. в Элевферах в Беотии работал в Афинах. М. прославился статуями атлетов по...Древний мир. Энциклопедический словарь
  14. миронвеликий др.греч. скульптор аттич. школы периода ранней классики я четв. и сер. в. до н.э. Род. в Элевферах в Беотии работал в Афинах. М. прославился статуями атлетов по...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  15. мирондревнегреческий скульптор середины в. до нашей эры. Представитель искусства ранней классики. Создал гармонические образы утверждающие силу и красоту человека Дискобол со...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. мирӧнмирно олй мирн бура! живите мирно хорошо!...Коми (зырянский)-русский словарь
  17. миронV в. до н.э. знаменитый древнегреческий скульптор уроженец города Элевтеры полис Аттика. Является автором ряда скульптур для храмов в Афинах Олимпии и Дельфах. Широкую и...Мировая художественная культура. Словарь
  18. миронкорень МИРОН нулевое окончаниеОснова слова МИРОНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МИРОН Слово Мирон содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  19. миронНачальная форма Мирон единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  20. миронмирон м. Речная рыба семейства карповых....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. миронМиронstrong а м. Отч. Миронович Мироновна разг. Мироныч. Производные Миронка Мироха Мироша Миша Моня Роня [Греч. myrоn прич. от гл. myrо плачущий или myron миро благово...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  22. миронмирон мирон а рыба...Орфографический словарь
  23. миронМирон менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  24. миронмирон мироны мирона миронов мирону миронам мирона миронов мироном миронами мироне миронах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  25. миронОрфографическая запись слова мирон Ударение в слове мирон Деление слова на слоги перенос слова мирон Фонетическая транскрипция слова мирон [мрон] Характеристика всех зву...Полный фонетический разбор слов
  26. миронМирон на Миронович ча....Правописний словник Голоскевича
  27. миронГоворив Мирон рябо кобили сон.Говорив небилиц....Приповідки або українсько-народня філософія
  28. миронMyron см.u Sculptores Скульпторы .Синонимы имя рыба усач...Реальный словарь классических древностей
  29. миронзоол. Barbus barbus L. марена звичайна марина усач ча....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  30. миронМирон Миронович Мироновнаem Синонимы имя рыба усач...Русский орфографический словарь
  31. миронмирон а рыбаem Синонимы имя рыба усач...Русский орфографический словарь
  32. миронМ zool. miron duran bal....Русско-азербайджанский словарь
  33. миронМарона...Русско-белорусский словарь
  34. миронмуж. зоол.i марона жен.i мрон муж.i вусач муж.i...Русско-белорусский словарь II
  35. миронСинонимы имя рыба усач...Русско-китайский словарь
  36. миронparma...Русско-чешский словарь
  37. миронмирон рыбаСинонимы имя рыба усач...Русское словесное ударение
  38. миронMyron др.греч. скулыпор в. до н. э. род. в Элевтерах Аттика работал в бронзе. Умел подмечать кульминационные моменты в движении создал ряд скулыпур для храмов в Афинах О...Словарь античности
  39. миронМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  40. миронМирон а муж.emОтч.strong Миронович Мироновна разг.em Мироныч. Производныеstrong Миронка Мироха Мироша Моша Моня Роня. Происхождениеstrong Греч.em myron прич.em от гл.em m...Словарь личных имен
  41. миронНастоящее имя Рамзинu Михаил МаксимовичПериодические изданияi Лапоть Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  42. мирона м.iРечная рыбаi лат. XVIII Cyprinus barbus.САРsup IV ....Словарь русского языка XVIII в
  43. миронМирон плачущий миро благовонное масло Миронка Мироха Мироша Моша Моня Роня Словарь русских синонимов. мирон сущ. колво синонимов имя рыба усач Словарь синонимов AS...Словарь синонимов II
  44. миронМирон плачущий миро благовонное масло Миронка Мироха Мироша Моша Моня Роня...Словарь синонимов
  45. миронМИРОН древнегреческий скульптор середины в. до нашей эры. Представитель искусства ранней классики. Создал гармонические образы утверждающие силу и красоту человека Диско...Современная энциклопедия
  46. миронМИРОН древнегреческий скульптор сер. в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы утверждающие силу и красоту человека Дискобол Афина и Марсий...Современный энциклопедический словарь
  47. миронМИРОН м. рыба из рода коропов чебаков усач. Cyprinus barbus. Мирон имя из ряду вон. Ты Мирон поди вон. Смотреть Мироном влад. быть с виду простоватым. Перм. незаконноро...Толковый словарь живого великорусского языка
  48. миронМИРОН мирона м. зоол. Речная рыба из семейства карповых водящаяся на юге СССР то же что усач....Толковый словарь русского языка II
  49. миронМИРОН м. Речная рыба семейства карповых....Толковый словарь русского языка
  50. миронУдарение в слове миронУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове мирон...Ударение и правописание
  51. миронRzeczownik Мирон m Miron...Универсальный русско-польский словарь
  52. миронV ст.em до н.е.em грец. скульптор майстер бронзового литва нцатор зображення людсько постат у кульмнацйнй фаз руху вдзначився скульптурами атлетвпереможцв пд час змагань ...Універсальний словник-енциклопедія
  53. миронмирон мироны мирона миронов мирону миронам мирона миронов мироном миронами мироне миронах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы имя рыб...Формы слова
  54. миронМирон Mэron из Элевтер древнегреческий скульптор середины V в. до н. э. Представитель ранней классики. Работал в Афинах. Прославился статуями атлетовпобедителей. Произвед...Художественная энциклопедия
  55. миронНом Морин Орн Рим Рин Рио Мор Моир Мирон Миро Мирно Ирон Ион Рон Минор Мио Мир Ром Оним...Электронный словарь анаграмм русского языка
  56. миронМИРОН древнегреческий скульптор сер. в. до н. э. Представитель искусства ранней классики. Гармоничные образы утверждающие силу и красоту человека Дискобол Афина и Марси...Энциклопедический словарь естествознания
  57. миронМИРОНMyron из Элевтер греческий скульптор в. до н.э. представитель переходного периода в скульптуре от ранней классики к искусству перикловского времени. Родился в Беоти...Энциклопедия Кольера II
  58. миронМиронMyron . Знаменитый греческий скульптор живший около г. до Р.Х.Источник Краткий словарь мифологии и древностей. М.Корш. СанктПетербург издание А. С. Суворина . имя р...Энциклопедия мифологии
  59. миронимя собств. м. р. Из греч. отсюда Мирон Никитич шутливое название мирового судьи арготическое искажение из мировой судья см. Христиани AfslPh . Неясно мирон сорт яблок...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  60. миронрыба Cyprinus barbus. Объяснение из греч. мурена Мi. ЕW Маценауэр LF Фасмер Гр.сл. эт. и сл. не объясняет знач. даже если предположить народноэтимол. воздействие имен...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  61. миронМирон Миронимя собств. м. р. Из греч. отсюда Мирон Никитич шутливое название мирового судьи арготическое искажение из мировой судья см. Христиани AfslPh . Неясно мирон...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  62. миронмирон миронрыба Cyprinus barbus. Объяснение из греч. мурена Мi. ЕW Маценауэр LF Фасмер Гр.сл. эт. и сл. не объясняет знач. даже если предположить народноэтимол. возд...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)