100 великих скульпторов

КОЗЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

1753–1802) Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьей на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора. По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи. Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырех лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера. По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провел один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией. Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника — гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов». В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы — богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе — защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников. Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского — «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В. Н. Петров: «Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа. Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, четко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намеками рассказа об Александре Великом». В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своем художестве», как отмечено в протоколе академического совета. В Париже скульптор создает статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гете, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатленная вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя». В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью. В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создает одну из своих прекрасных идиллических скульптур — статую «Спящий Амур». Фигура Амура находится в сложном, напряженном движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости. Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий. «Нарушая иконографическую традицию, — пишет В. Н. Петров, — восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея“ (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с еще несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает свое символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью». Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу. С 1796 года Михаил Иванович берется за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако все это не идет в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась еще при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошел через Альпы», — стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамен. Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придается этому термину, — он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского. Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и ее великого полководца. На круглом постаменте — легкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнаженный меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны». Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл — победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трех аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь. Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне — гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи — знамена, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединенных цепями бомб, из которых вырываются языки пламени. Все здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу. Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия — речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе. Портретное сходство отчетливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлиненные пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остается отдаленным. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда. Памятник Суворову был открыт 5 мая 1801 года, через год после смерти великого полководца. Этот памятник еще не был завершен, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам. К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера — Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет. Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада. Как пишет В. Н. Петров: «Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей еще в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) — побежденного Карла XII. Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряженными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развертывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть. Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона“ к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдаленные отзвуки совсем иной традиции». Козловский внезапно умер в расцвете сил и таланта 18 (30) сентября 1802 года.

  1. козловский михаил ивановичКозловский Михаил Иванович один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств у Жилле . С года преподавал скульптуру в академии. Умер в году. Из его произ...Биографический словарь
  2. козловский, михаил ивановичпрофессор скульптуры. Род. октября г. ум. сентября г. в Петербурге. Сын галерного флота трубачевского мастера он был принят в Академию Художеств по прошению отца июл...Большая биографическая энциклопедия
  3. козловский михаил ивановичКозловскийstrong Михаил Иванович [. Петербург . там же] русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко был пенсионером...Большая Советская энциклопедия II
  4. козловский михаил ивановичКОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями возвышенным гуманиз...Большой Энциклопедический словарь V
  5. козловский, михаил ивановичМихаил Иванович российский скульптор представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями возвышенным гуманизмом яркой эмоциональность...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. козловский михаил ивановичскульптор работавший в стиле классицизма. Наиболее известные его работы статуя большого фонтана в Петергофе Самсон раздирающий пасть льва аллегория победы России в Сев...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  7. козловский михаил ивановичКозловский Михаил Иванович скульптор представитель классицизма. Учился в АХ Академик с преподавал там же с . Пенсионер АХ в Риме и Париже . Мастер монументальной деко...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  8. козловский михаил ивановичскульптор. Учился в Петербургской Академии художеств у Н.Ф. Жилле долгие годы жил и работал в Риме и Париже . Творчество Козловского рельеф статуарная пластика монумен...Святая Русь - энциклопедический словарь
  9. козловский михаил ивановичКозловский Михаил Иванович русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жилле профессор там же с среди учеников С. С. Пименов В. И....Художественная энциклопедия
  10. козловский, михаил ивановичКозловский Михаил Иванович один из лучших русских скульпторов получил воспитание в спб. академии художеств в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По ок...Энциклопедический словарь
  11. козловский михаил ивановичодин из лучших русских скульпторов получил воспитание в спб. академии художеств в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По окончании курса в г. был отпр...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. козловский, михаил ивановичодин из лучших русских скульпторов получил воспитание в спб. академии художеств в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По окончании курса в г. был отпр...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона