100 великих скульпторов

АЛЕЙЖАДИНЬЮ

1730 или 1738–1814) Одной из высших точек развития всего бразильского искусства явилось творчество мулата из капитании Минас-Жераис Антониу Франсиску Лисбоа, прозванного Алейжадинью, то есть «Маленький калека», потому что в годы расцвета его таланта он болел все усиливавшейся проказой. Современный историк и теоретик архитектуры норвежец К. Нурберг-Шульц указывает на роль Алейжадинью в искусстве того времени: «Самые оригинальные и чарующие произведения португальского барокко находятся, однако, в Бразилии, и они большей частью являются созданиями талантливого мулата — скульптора и архитектора Антониу Франсиску Лисбоа, прозванного Алейжадинью. В его работах скульптурная декорация усиливает формальную выразительность пластичных объемов». Алейжадинью родился в Вила-Пина 29 августа 1730 или 1738 года. Он был сыном выходца из Португалии, подрядчика и архитектора М. Ф. Лисбоа, автора многих монументальных церквей и гражданских зданий, и рабыни-негритянки Исабелы. Как сын рабыни, он родился рабом, но когда он был еще ребенком, отец выкупил его и воспитывал вместе с законными детьми. Отец рано заметил художественные способности Антониу и помогал ему развить их. С детства будущий мастер знакомился с работой скульпторов, резчиков, декораторов, с проектной и строительной деятельностью отца и, вероятно, дяди А. Ф. Помбала. Он вошел в круг интеллигенции капитании. Уже в ранней молодости Антониу оказался самым способным учеником М. Ф. Лисбоа, а позднее стал его главным помощником. Хотя в официальных документах, в соответствии с обычаями того времени, он упоминается как мастер только после смерти отца, есть много оснований считать, что уже с начала 1760-х годов его участие в работах М. Ф. Лисбоа было активным и творческим. Быстрый профессиональный рост и самостоятельность Алейжадинью подтверждаются и тем фактом, что сразу после смерти отца, помимо завершения начатых построек, он приступает к сооружению своей первой, пластичной, как, изваяние, церкви Сан-Франсиско ди Ассиз в Вила-Рике (1766–1794), которая стала подлинным шедевром бразильского барокко. Церковь отличает удивительная цельность исполнения, которую определила почти единственная в практике архитектуры колониальной Бразилии разработка фасадов и интерьера одним мастером, к тому же совмещавшим в себе архитектора, декоратора и скульптора. Антониу Франсиску Лисбоа был в равной мере скульптором и архитектором, но в разные периоды жизни занимался преимущественно одним из этих видов искусства. В 1770–1780-е годы он строит несколько значительных в художественном отношении церковных зданий в городах Минас-Жераиса — Вила-Рике, Сабаре, Сан-Жуан-дел-Рей и позже в Конгоньясе. Одновременно он выполняет целый ряд экспрессивных, но технически еще несовершенных декоративных скульптурных работ. В 1780-е годы он создает великолепную резьбу по камню и дереву на фасадах. Однако позже, в 1790–1800-е годы, он работает в основном как зрелый и оригинальный скульптор, а архитектурой занимается только с целью создания необходимой среды для своих скульптурных ансамблей или декорируя интерьеры. Этот переход от зодчества к ваянию, по-видимому, был связан и с личными причинами — усилением болезни, приводящей к растущей изоляции от людей, что затрудняло руководство строительными коллективами. Были, однако, и внешние причины. В восьмидесятые годы в краях, где воспитывался и работал Алейжадинью, разгорается национально-освободительное движение, создается «Инконфиденсиа минейра». С одним из руководителей «Инконфиденсии», поэтом Клаудиу Мануэлом да Коста, который погиб в тюрьме после раскрытия заговора и допроса под пытками, Антониу был много лет дружен. Очевидно, что Алейжадинью был связан с «инконфидентами». Быть может, именно в этом кроется разгадка творчества скульптора, особенно в последний период, наступивший после героической гибели руководителя движения и мученической смерти его друга. Ранняя скульптура Антониу Франсиску Лисбоа отмечена нарушением пропорций, некоторой изломанностью поз и движений, что дало повод западным исследователям говорить о «готичности» его творчества. Это вполне вероятно. Но надо иметь в виду и другую причину. Подобные искажения могли быть и результатом просто недостаточной профессиональной квалификации молодого скульптора, не прошедшего подлинной школы технического мастерства. «Но думается, — пишет В. Л. Хайт, — при всем этом не выявлен еще один источник действительно преувеличенной эмоциональности и экспрессивности этих скульптур — народное искусство Бразилии, на вероятность чего указывают как отдельные формальные аналогии с ремесленной скульптурой и само происхождение художника, так и особенно составляющие суть всей его деятельности изначально свойственные народной скульптуре заостренность и символичность образов, полихромность и декоративность, органичная включенность скульптуры в архитектурную композицию». Этими чертами отмечены и его поздние скульптурные работы. К их числу прежде всего надо отнести монументальный ансамбль в Конгоньяс-ду-Кампу (ныне Конгоньяс). В храмовом комплексе в могучую симфонию слились архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и зарождавшееся в те годы садово-парковое искусство. Вместе с тем скульптура получила масштабное, определяющее значение. Крупная пластика этого храма словно оторвана от фасада и перенесена во внешнее пространство святилища: в статуи, их пьедесталы, изломы лестниц; она усилена мягкостью кривых линий в парапетах, скамьях, ступенях. Другой своеобразный памятник героям и мученикам «Инконфиденсии» и шире — антиколониального национально-освободительного движения в Бразилии создан Алейжадинью в часовнях в саду церкви Бон-Жезус-ди-Матузиньюс и в группе статуй двенадцати пророков на парадной лестнице перед главным фасадом церкви. Вот что пишет В. Л. Хайт: «Статуи двенадцати пророков (1800–1805) из голубовато-серого, реже теплых оттенков известняка („мыльного камня“), поставленные на парапете и как бы отмечающие переломы пути паломников, образуют монументальную и одновременно динамичную композицию, определяемую конфигурацией лестницы. Они не связаны между собой единым действием или позой, но в целом составляют группу, пронизанную общим волнообразным движением, своего рода церемониальную процессию со сложным, но ясно воспринимаемым ритмом. Статуи массивны, почти не расчленены, и некоторые из них как бы опрощены за счет ощутимого нарушения пропорций, у них несколько утяжелена и укорочена нижняя половина фигур. Однако этот прием, возможно, вызванный учетом условий восприятия при движении посетителя снизу вверх и под углом к скульптуре (с перспективным зрительным сокращением верхних частей статуй), придает им, с одной стороны, большую статичность, монументальность, а с другой — некую демократичность, близость народной скульптуре, обычно свободной от идеализации. В то же время тщательно проработаны складки, детали и орнаменты одежд, иконографические символы. Пророки держат в руках скрижали — „щиты“, на которых выбиты их речения. Скорбь и проклятия пророков Алейжадинью могли ассоциативно восприниматься современниками как отклики на борьбу Бразилии против гнета Португалии». Как уже говорилось, у Алейжадинью композиция не только ансамбля в целом, но и статуй подчинялась архитектурно-композиционным требованиям. Вот и здесь размеры и расположение фигур, выбор для изготовления скульптур материала, используемого в декоративных деталях фасада, а главное, преувеличенная симметрия — не случайность. Они определяются решением фасада и функционально-планировочными условиями. «Позы и жесты пророков, — продолжает Хайт, — также отвечают не только последовательности библейского канона, но и месту постановки статуи: оно определяет поднятие правой или левой руки, поворот тела и характер деталей. Наиболее показательно строго симметричное расположение скрижалей, которые придерживаются то правой, то левой рукой пророков, чтобы они всегда были обращены текстом к поднимающемуся по лестнице. Статуи бородатых пророков Исайи и Иеремии встречают подходящего к церкви паломника фронтально, и их скрижали почти параллельны фасаду. Симметрично по углам платформы установлены статуи Авдия и Аввакума, но у первого воздета к небу правая рука, у второго — левая. Их соседи, соответственно Амос и Наум, напротив, подчеркнуто спокойны. На верхней площадке лестницы лицом друг к другу, подчеркивая ось входа в церковь, повернуты безбородый Даниил и Осия с короткой бородой — их скрижали опять параллельны фасаду, а рядом с Даниилом, у ног которого распластался лев, стоит Иона с динамично изогнувшейся рыбой-китом. Но при этом статуи пророков отмечены острой индивидуальностью в движениях, в выражении лиц, которому скульптор уделил особое внимание. Обращенные в будущее, почти не видящие окружающую жизнь, отвергая ее, пророки углублены в себя, подчас и исступленны. Их жесты подчас резки, фигуры винтообразно изогнуты, одежды развеваются. Их волосы и бороды по-барочному пышны, ниспадают свободными упругими волнами. Пророки мудры и скорбны, тверды и лиричны, уверены в своей правоте и готовы к самопожертвованию». В интерьерах одинаковых часовен можно увидеть цикл «Страсти Христа» (1796–1799). Туда входит шесть скульптурных групп, включающих 66 фигур из кедрового дерева: «Тайная вечеря», «Взятие Христа под стражу», «Обвинение и Бичевание Христа», «Несение креста» и др. Группы состоят из крупных, почти в человеческий рост, фигур, которые расположены на отдельных основаниях. Статуи установлены в часовнях на небольших возвышениях — «сценах» — на фоне окон и ниш или написанных на стене пейзажей. Интересно, что они включают и реальные предметы — мебель, оружие. По своему исполнению многочисленные фигуры могут быть разделены на три типа. Самим Алейжадинью выполнены идеализированные или романтизированные образы Христа и апостолов. Свидетели гибели Христа — простые люди — изображены более приземленно и конкретно. Третья группа — римские солдаты и палачи. Они отесаны нарочито грубо. Черты их лиц преувеличены, показаны гротескно, в традициях народного лубка. Вместе с тем лица их весьма выразительны и узнаваемы, поскольку есть сведения, что некоторым из них приданы черты наиболее ненавистных народу португальских чиновников. Часть фигур выполнялась помощниками, часть самим мастером. Бразильский писатель и поэт двадцатого столетия О. ди Андради писал: В амфитеатре гор Пророки Алейжадинью, Капеллы со Страстями И зеленые короны пальм Возвеличивают пейзаж Святые ступени искусства моей страны, На которые никто более не восходил, — Это Библия из мыльного камня, Омытая золотом Минаса. Творчество и личность Алейжадинью издавна является национальной гордостью Бразилии. Известный бразильский архитектор и историк архитектуры Э. Миндлин писал, что Алейжадинью в своих скульптурных и архитектурных работах «выкристаллизовал поэтические чувства новой расы». Называя Антониу Франсиску Лисбоа «наиболее значительной фигурой этого периода», Э. ди Кавалканти писал: «Несмотря на то, что его творчество было сковано и ограничено твердо установленными канонами стиля барокко, а также религиозным назначением сооружений, все созданное им было исполнено глубокого смысла и носило на себе черты его индивидуальности, его трагической личности. В его уродливом теле таилась огромная сила гениального художника, чье творчество является величайшим человеческим документом той эпохи». Умер Алейжадинью 18 ноября 1814 года в Вила-Пина.

  1. алейжадиньюили С развитием всего бразильского искусства неразрывно связано творчество мулата из капитании МинасЖераис Антониу Франсиску Лисбоа прозванного Алейжадинью то есть Мален...100 великих архитекторов
  2. алейжадиньюAleijadinho букв. маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя инструменты к ...Архитектурный словарь
  3. алейжадиньюАлейжадинью Aleijadinho букв. маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя ин...Архитектурный словарь (из интернета)
  4. алейжадиньюAleijadinho буквально маленький калека прозвище настоящее имя и фамилия Антониу Франсиску Лисбо а Lisboa . или ВилаРика . там же бразильский архитектор и скульптор. С...Большая Советская энциклопедия II
  5. алейжадиньюAleijadinho букв. маленький калека прозвище АнтониуФрансиску Лисбоа или бразильский архитектор искульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя инструменты кпе...Большой энциклопедический словарь II
  6. алейжадиньюАЛЕЙЖАДИНЬЮ Aleijadinho букв. маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя и...Большой Энциклопедический словарь V
  7. алейжадиньюAleijadindo буквально маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Изуродованный проказой работал прикрепляя инструмент...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  8. алейжадиньюAleijadinho Антниу Франсиску Лисбабразил. архитектор и скульптор род. в ОруПрету Бразилия ум. .Мулат незаконный сын порт. подрядчикастроителя и негритянки А. по законам ...Католическая энциклопедия
  9. алейжадиньюАЛЕЙЖАДИНЬЮ Aleijadinho букв. маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя ин...Новый большой англо-русский словарь II
  10. алейжадиньюАЛЕЙЖАДИНЬЮ Aleijadindo буквально маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Изуродованный проказой работал прикрепля...Современная энциклопедия
  11. алейжадиньюАЛЕЙЖАДИНЬЮ Aleijadinho букв. маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя ин...Современный энциклопедический словарь
  12. алейжадиньюAleijadinho букв. маленький калека прозвище Антониу Франсиску Лисбоа или бразильский архитектор и скульптор. Был изуродован проказой. Работал прикрепляя инструменты к ...Строительный словарь
  13. алейжадиньюАлейжадинью Aleijadinho буквально маленький калека настоящие имя и фамилия Антониу Франсиску Лисбоа Lisboa или бразильский скульптор и архитектор. Сын архитектора М...Художественная энциклопедия
  14. алейжадиньюАлейжадинью. Алейжадинью Aleijadinho буквально маленький калека настоящие имя и фамилия Антониу Франсиску Лисбоа Lisboa или бразильский скульптор и архитектор сын ...Энциклопедический справочник «Латинская Америка»