100 великих россиян

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Варфоломей (так до пострижения звался святой Сергий) родился в 1319 г Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на службу к Ивану Даниловичу Калите и поселился в небольшом подмосковном городке Радонеже Пишут, что с семи лет Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с большим трудом, так что он далеко отставал даже от своего младшего брата Это несчастье преследовало его до тех пор, пока один святой старец горячо не попросил Бога открыть для мальчика книжную премудрость После этого Варфоломей сразу постиг грамоту и сильно пристрастился к чтению С раннего детства он имел тягу к святой жизни Уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился «Поступь его, — пишет первый жизнеописатель Сергия блаженный Епифании, — была полна скромности и Целомудрия, лицо его чаще всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко замечались слезы — свидетели его сердечного умиления Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности». В 1339 г., после смерти родителей, Варфоломей раздал большую часть своего имущества бедным и решился всецело посвятить себя Богу. Вместе со старшим братом Стефаном он нашел в десяти верстах от Хотьковского монастыря уединенное место, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Вокруг рос густой лес, которого еще никогда не касалась рука человека. С большим трудом братья расчистили делянку, устроили себе сначала шалаш из древесных ветвей, а потом келию. Подле нее поставили небольшую церковь, которую посвятили Пресвятому Имени Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, короткое время спустя ушел в Москву. Варфоломей же остался тверд в своих замыслах. В 1342 г. он принял пострижение под именем Сергия и начал свой монашеский подвиг. Твердость его на избранном пути была удивительной. По словам Епифания, с принятием обета, он не только отложил власы со своей головы, но и отсек навсегда всякое свое хотение; совлекая мирские одежды, он в то же время совлекал и ветхого человека, чтобы облечься в нового, ходящего в правде и преподобии истины. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу — неизменных спутников суровой отшельнической жизни — сносил он с неизменной твердостью и смирением. Кроме хлеба, который время от времени приносил ему из Радонежа младший брат Петр, у Сергия не было другой пищи. Зимними ночами к келий являлись стаи голодных волков, иногда приходил медведь (с ним отшельник из жалости делился своей скудной пищей). Доставалось Сергию и от бесов, которые, по свидетельству того же Епифания, часто принимали образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Однажды, когда он молился глухой ночью, они вломились к нему прямо в церковь, но должны были отступить перед его верой и твердостью. Прошло всего два-три года, и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селениях. Один за другим жители стали приходить к нему ради духовного совета, а потом нашлись желающие разделить его подвиг. Сергий сначала не соглашался принимать их, но потом, тронутый их мольбами, решил отказаться от своего уединения. Пришельцы построили себе келий, обнесли обитель высоким тыном и стали жить, во всем подражая Сергию. Никакого определенного монастырского устава не существовало, как, впрочем, и самого монастыря. Каждый монах жил отдельно от других, сам добывал себе пропитание и сам вел свое хозяйство. Семь раз в день братья встречались в церкви на молитве. В праздничный день для свершения литургии приглашали священника из ближайшего села. Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причем Сергий работал больше всех: он своими руками построил несколько келий, рубил и колол для всех дрова, молол в ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежды и приносил воду. По словам Епифания, он служил братии как купленный раб, всячески стараясь облегчить их трудную жизнь. Несмотря на воздержание в пище был он очень силен и необыкновенно вынослив. Однако такая жизнь не могла продолжаться долго. Когда число монахов умножилось, возникла настоятельная нужда как-то организовать их жизнь, и Сергий в 1354 г. против своего желания принужден был принять священство и был поставлен в игумены. Но и после этого он продолжал учить не столько словом, сколько своим примером. В последующие годы обитель расширилась и приняла вид вполне благоустроенного монастыря. Разбросанные в беспорядке по лесу келий были собраны в правильный четырехугольник и расположены вокруг церкви. Прежняя Троицкая церковь стала тесной. Ее разобрали и поставили на ее место другую, гораздо более просторную. Позже (около 1372 г.) Сергий решился ввести в своей обители общежитие. Это было по тем временам большим новшеством. (Хотя на юге, в Киево-Печерской лавре, общежитие было введено еще святым Феодосием, на севере Руси этот обычай не привился.) Устав, выбранный Сергием, был очень строг: монахам запрещалось иметь личную собственность, и каждый отныне должен был трудиться на благо монастыря. Учреждены были должности келаря, духовника, экклесиарха и другие. С годами местность вокруг становилось все более заселенной. Вслед за монахами пришло в эти места много крестьян-переселенцев, которые быстро вырубили леса, распахали поля. Затем мимо монастыря была проложена большая дорога в северные города. Обитель Сергиева, по словам Никона, как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутие людской жизни. Но и после этого еще очень долго уделом Сергиевых иноков была самая суровая, ничем не прикрытая бедность. Монахи нуждались буквально во всем: недоставало пищи, одежды, вина для литургии, воска для свеч, елея для лампад (вместо них перед образами зажигали лучины), взамен пергамента для книг употребляли бересту, ели и пили из деревянных сосудов, которые изготавливали своими руками. В это скудное время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, после горячей мольбы игумена вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды (до этого братии приходилось с немалым трудом доставлять воду издалека). Затем, благодаря молитвам святого, случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. К нему потянулись болящие и калеки, и многие после бесед со святым старцем и его молитв испытывали облегчение, а некоторые и вовсе получали полное исцеление. С умножением числа посетителей благосостояние монастыря стало поправляться. Но сам Сергий никогда не имел пристрастия к земным вещам, все раздавая братии или беднякам. До самой смерти он носил сшитую им самим ветхую одежду из сермяжной ткани и простой овечьей шерсти. Между тем известность его распространилась далеко за пределы Радонежа. Даже патриарх Константинопольский знал о троицком игумене и отправлял к нему свои послания. Для русских людей Сергий был почти что тем же, чем были древние пророки для иудеев. Не только простолюдины, но уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий Донской посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться — послать множество даров хану и тем купить мир. Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, — сказал Сергий, — то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, — милость и слава от Бога. Иди, господин, безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил вдогонку за своим войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца. В день Куликовской битвы 8 сентября все иноки Троицкого монастыря вместе с самим Сергием ни на минуту не прекращали молитвы за русское воинство. Сам Сергий, как повествуют его жизнеописатели, телом стоял в храме, а духом был на поле боя. Он видел все, что там происходит, и как очевидец рассказывал братии о ходе сражения. Время от времени он называл по именам павших героев и сам произносил за них заупокойные молитвы. Наконец, он возвестил о совершенном поражении врагов. Вскоре это пророчество подтвердилось — на обратном пути Дмитрий заехал в Троицкий монастырь и лично сообщил Сергию о своей победе. После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым. В 1385 г., когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздно осенью Сергий отправился пешком в Рязань и здесь, по свидетельству летописца, кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и о любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душой, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир В последние годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божий: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существовало ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица За полгода до кончины подвижник удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, в сентябре 1391 г., он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что никогда во всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие.

  1. сергий радонежскийдо принятия монашества Варфоломей Кириллович ок. рус. церк. и политич. деятель основатель и игумен Троицкого монастыря см. ТроицеСергием лавра. Деятельность С. Р. оказа...Атеистический словарь
  2. сергий радонежскийдо принятия монашества Варфоломей Кириллович ок. рус. церк. и политич. деятель основатель и игумен Троицкого монастыря см. ТроицеСергием лавра. Деятельность С. Р. оказ...Атеистический словарь II
  3. сергий радонежскийСергий Радонежский в миру Варфоломей святой преподобный величайший подвижник земли русской преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода родите...Биографический словарь
  4. сергий радонежскийпреподобный Радонежский основатель ТроицеСергиева монастыря. Ни в житии С. ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного и историки по различны...Большая биографическая энциклопедия
  5. сергий радонежскийдо принятия монашества Варфоломей Кириллович около близ Ростова Великого . ТроицеСергиев монастырь ныне Загорск Московской области. русский церковный и политический де...Большая Советская энциклопедия II
  6. сергий радонежскийок. основатель и игумен ТроицеСергиевамонастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях.Активно поддерживал объединительную и национальноосвободит...Большой энциклопедический словарь II
  7. сергий радонежскийСЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ ок. основатель и игумен ТроицеСергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и...Большой Энциклопедический словарь V
  8. сергий радонежскийв миру Варфоломей около преподобный чудотворец. Из семьи ростовских бояр переселившихся в город Радонеж Московское великое княжество. Основатель и игумен ТроицеСергие...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. сергий радонежскийок. в миру Варфоломей Кириллович основатель и игумен настоятель ТронцеСергиева монастыря выдающийся церковный и государственный деятель. Ввел в монастыре общежитийный у...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  10. сергий радонежскийгг. родился в семье боярина. Вместе со старшим братом Стефаном около гг. основал Троицкий монастырь стал его игуменом ввел в монастыре общежитейский устав уничтожив с...Краткий исторический словарь II
  11. сергий радонежскийоснователь и игумен ТроицеСергиева монастыря канонизирован православной церковью. Обладал высочайшим моральным авторитетом учителя наставника. Благословил князя Дмитрия н...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  12. сергий радонежскийНачальная форма Сергий радонежский единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  13. сергий радонежскийСергий Радонежский Сергий Радонежский...Орфографический словарь
  14. сергий радонежскийСвятой преподобный величайший подвижник Русской земли. Происходил он из древнего боярского рода. В юношеском возрасте Варфоломей имя о. Сергия в миру постригся в монахи и...Основы православной культуры
  15. сергий радонежскийОрфографическая запись слова сергий радонежский Ударение в слове Сергий Радонежский Деление слова на слоги перенос слова сергий радонежский Фонетическая транскрипция слов...Полный фонетический разбор слов
  16. сергий радонежскийок. святой преподобный память июля сентября октября игумен всея России чудотворец. Великой святой земли Русской. Человек высочайшей праведности и благочестия усердный м...Православный энциклопедический словарь
  17. сергий радонежскийв миру Варфоломей Кириллович ок. рус. святой церк. и полит. деятель основатель ТроицеСергиева мон. Происходил из семьи рост. боярина Кирилла переселившегося на терр. Мо...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  18. сергий радонежскийЦерковнополитический деятель основатель и игумен ТроицеСергиева монастыряstrong лавры один из наиболее почитаемых святых Русской Православной ЦерквиСергий до пострижения ...Россия. Лингвострановедческий словарь
  19. сергий радонежскийСЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в миру Варфоломей ок. основатель и игумен ТроицеСергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Отказался от предлож...Русская энциклопедия
  20. сергий радонежскийСергий Радонежский...Русский орфографический словарь
  21. сергий радонежский. святой преподобный преобразователь монашества на Руси величайший русский подвижник. Во святом крещении получил имя Варфоломея. Родители его были небогатые ростовские бо...Святая Русь - энциклопедический словарь
  22. сергий радонежскийпреподобный гг. русский святой подвижник основатель монастырей и преобразователь русского монашества выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова после смерти родит...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  23. сергий радонежскийдо принятия монашества Варфоломей Кириллович ок. .IX. русский церковный и политич. деятель. Род. близ. Ростова Великого в семье боярина. Семья С. Р. страдавшая от тат...Советская историческая энциклопедия
  24. сергий радонежскийСЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ ок . основатель и игумен ТроицеСергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и...Современный энциклопедический словарь
  25. сергий радонежскийУдарение в слове Сергий РадонежскийУдарение падает на буквы еаеБезударные гласные в слове Сергий Радонежский...Ударение и правописание
  26. сергий радонежскийрусский православный святой исихаст. Способствовал строительству монастырей и церквей. Благословлял на победы над татаромонголами князя Дмитрия Донского....Философия политики - словарь персоналий
  27. сергий радонежскийСЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в миру Варфоломей с. Варницы близ Ростова Великого сентября Троицкий монастырь древнерусский подвижник. Канонизирован Русской П...Философская энциклопедия
  28. сергий радонежскийСергий Радонежский в Мире Варфоломей св. преподобный величайший подвижник земли русской преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода родители его ...Энциклопедический словарь
  29. сергий радонежскийв Мире Варфоломей св. преподобный величайший подвижник земли русской преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода родители его Кирилл и Мария прин...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  30. сергий радонежскийок. церковный и государственный деятель основатель и игумен ТроицеСергиева монастыря в котором ввел общежитийный устав. Старался расширить на Руси почитание Троицы как с...Энциклопедия История отечества
  31. сергий радонежскийок. церковный и государственный деятель основатель и игумен ТроицеСергиева монастыря в котором ввел общежитийный устав. Старался расширить на Руси почитание Троицы как с...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия