100 великих психологов

ЛЕВИН КУРТ

Известный психолог и социолог Курт Левин родился в Германии 9 сентября 1890 г Его семья принадлежала к еврейской диаспоре, родители Курта исповедовали иудаизм С 1926 г и до прихода к власти нацистов он занимал должность профессора в Берлинском университете, в котором прежде проходил обучение и защитил докторскую диссертацию по психологии (1914) В 1933 г , когда партия Гитлера оказалась у власти и начались массовые репрессии евреев, Левин был вынужден покинуть родину и эмигрировать в Соединенные Штаты Америки, где он проработал два года в университете Стэнфорда В последующие девять лет Левин преподает в университете Иова С 1944 г и до своей смерти 12 февраля 1947 г ученый руководит центром по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте Уже со времен своей университетской юности Левин испытывал серьезный интерес к одному из новых и прогрессивных на тот период времени направлений в психологии, а именно к гештальтпсихологии. После того как ученый отслужил в армии и вернулся в тогда еще родной Берлинский университет, он сблизился с кружком гештальтистов, пытавшихся внести новую струю в классическую психологию Молодые рыцари науки собирались обогатить психологию самыми современными достижениями прочих наук и ассимилировать их таким образом, чтобы получить как можно больший эффект. В частности, большое внимание они уделяли современным достижениям естественных наук, а именно неклассической физики. В то время достижения этой науки расширили горизонты всех людей, привыкших мыслить категориями средневековой метафизики, зашоренной однозначностью и догматичностью Основным источником вдохновения для гештальтистов были идеи физика Бриджмена (в частности большой интерес вызывала идея о промежуточных переменных) К этим идеям добавились в 1920-е гг выводы философской школы неопозитивизма (так называемый логический позитивизм), в основе которых лежало признание языка физики единственно научным и стремление свести к нему все прочие языки гуманитарных, естественных и точных наук. Исходя из подобных предпосылок, психология могла рассматриваться гештальтистами исключительно как учение о психологических фактах (подобных фактам природным) Однако с течением времени Левин, первоначально полностью поддерживавший идеи гештальтпсихологии, стал все более отходить от нее, внося в учение свои личные достижения Так, он заинтересовался физикой не как учением об операциональных процедурах и о перспективах сведения неопределенных психологических понятий к физическим терминам, а как основанием возможности таких интеллектуальных приемов, которые могли бы обеспечить триумф новой, обновленной психологии Первой важной работой Левина стала книга под названием «Сравнительная наука о науках» В ней он предпринял серьезное методологическое исследование, касающееся различий и приемов, с помощью которых два таких великих корифея науки, как Аристотель и Гегель, объясняют явления природы (имеются в виду произведения Аристотеля «Физика» и Гегеля «Философия природы») В своем исследовании ученый пришел к выводу, что симптомом прогресса в любой науке является переход от так называемых вещных понятии (т е понятий, которые ученые пытаются представить как некие существующие в природе, реальные вещи) к «реляционным» понятиям (т е таким, которые уже не претендуют на статус обязательно существующих и подразумевают возможность разночтений, отличных одно от другого истолкований) Следовательно, и в психологии неминуемо должен быть совершен подобный же переход, и наука должна наконец начать интерпретировать изучаемые явления не как однозначно определенные вещи, а как изменчивые отношения В 1917 г Левин опубликовал свою самую знаменитую работу под названием «Психическая деятельность при задержке волевых процессов и основной закон ассоциации» Книга быстро приобрела известность во всем мире и принесла автору заслуженный успех В названной книге ученый критиковал понятие о детерминирующих тенденциях, сложившееся в вюрцбургской школе психологии и применявшееся к трактовке волевого акта, объясняемого как способность субъекта преодолевать привычные ассоциации, т.е. предполагалось, что имеется двойная детерминация процессов сознания: с одной стороны, ассоциации детерминированы своими собственными законами, а с другой целями субъекта этих ассоциаций. Левин подверг критике подобное толкование и предложил вместо него собственное видение проблемы. Он считал, что ассоциация представляет собой всего лишь звено в сцеплении, в потоке психических явлений и поэтому сама по себе не может быть движущей силой всего механизма человеческой психики. Однако, с другой стороны, ученый не решился в своем труде подвергнуть сомнению вторую сторону детерминации психических явлений, т.е. обусловленность их деятельностью субъекта, т.к. в противном случае последний лишался бы воли. Центром, вокруг которого выстраивался дискурс гештальтпсихологии, стало выработанное к тому времени физикой понятие динамического поля, в котором каждая отдельно взятая точка находится во взаимодействии со всеми остальными, в связи с чем изменения напряжения в одном из участков поля порождают тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия во всей системе. Однако в отличие от прочих авторов, ориентирующихся на гештальтподход, Левин сосредоточил свое внимание не на перцептивных структурах, а на проблеме человеческих побуждений (мотивов деятельности), что и определило принципиальное своеобразие его трудов. Проблема мотивации до Левина стояла в психологии как бы особняком, не привлекая к себе существенного внимания. Однако именно в ней обнаружился большой запас плодотворных идей, которые и выявил Левин в своих работах. Психолог полагал, что мотивами человеческого поведения являются различного рода объекты (которые представляют собой участки так называемого жизненного пространства в их отношении к индивиду, испытывающему в них потребность) или, по выражению Левина, «квазипотребность-намерение». Автор считает, что детерминирующие поведение человека тенденции исходят не от самого субъекта (его внутренних, мировоззренческих посылок), а от предметов окружающей среды, которые вызывают в человеке стремление их потреблять. Вся система мотивов выстраивается у Левина в динамическое поле, представляющее собой не поле сознания, а поле поведения. Это поведение оказывается своеобразно детерминированным всем психическим полем как системой, находящейся как бы под постоянным напряжением, возникающим при нарушении равновесия между индивидом и средой. Усиление напряжения порождает в психике человека различного рода изменения, происходящие не только вовне, но и изнутри субъекта. Цель изменений навсегда избавиться от напряжения. Исходя из данной идеи, Левин создал оригинальную психологическую методику, при помощи которой различались так называемые завершенные и незавершенные действия человека (о первых он мог уже не помнить, о вторых же воспоминания должны были сохраняться). В ходе проведенных с использованием данной методики экспериментов оказалось, что события, связанные с незавершенными действиями, запоминались человеком значительно лучше. Таким образом, Левин подтвердил свою догадку о наличии динамического напряжения в психологическом поле индивида. Занявшись дальнейшей разработкой идеи, автор пришел к выводу, что мотивационное напряжение психического поля может быть создано не только самим индивидом (что Левин называет квазипотребностью), но и другими людьми (которые ставят перед субъектом разного рода задачи). Таким образом, за мотивацией признается статус психического явления, а также одного из наиболее интересных предметов психологической науки. Подобные выводы открыли путь к новым методикам изучения мотивации, например на уровне целеполагания и стремлений личности. Наблюдения за динамикой психического поля дали возможность рассматривать уровень притязаний индивида, систему принятия решений и выбора средств для достижения целей, т.е. увидеть всю деятельность человека как некую структурированную целостность. Эти идеи Левин изложил в трудах «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936).

  1. левин куртнем.амер. психолог. В учении Л. о потребности как динамич. психич. напряженной системе стремящейся к разрядке удовлетворению во введенной Л. категории психич. поля актуал...Атеистический словарь II
  2. левин куртгерманоамериканский психолог. Был близок гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективноволевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тенденц...Большая психологическая энциклопедия
  3. левин куртЛЕВИН КУРТ Levin нем.амер. психолог. В германский период своего творчества до эмиграции в г. в США разрабатывал целостный подход к анализу явлений человеческого поведе...Большой психологический словарь
  4. левин курткраткая биография Левин Курт Lewin Kurt [ ] немецкий а позже и американский психолог родился сентября года в еврейской семье в г. Могильно. В городе нравы которого са...Живой словарь бизнес-тренера
  5. левин, куртLewin Курт немецкоамериканский психолог. В х гг. представитель гештальтпсихологии экспериментальных исследований воли и аффекта. С в США. Разработал концепцию личност...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. левин куртнемецкий и американский психолог. Автор концепции групповой динамики теории психологического поля. Образование получил в Берлинском унте др философии . С г. жил и работа...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  7. левин (курт)американский психолог немецкого происхождения Могильно Пруссия Ньютон Массачусетс . Профессор Берлинского университета после возникновения нацистской угрозы эмигрирова...Новый философский словарь
  8. левин курт. Познань . Ньютон Массачусетс немецкоамериканский психолог. Биография. Профессор Психологическом институте Берлинского университета читал здесь курс детской психологии...Психологический словарь II
  9. левин курт. Познань Польша . Ньютон шт. Массачусетс США нем. и амер. психолог. С проф. Берлинского укта с проф. Станфордского и Корпеллского унтов с директор Исследовательского...Российская педагогическая энциклопедия
  10. левин куртамериканский психолог немецкого происхождения Могильно Пруссия Ньютон Массачусетс . Профессор Берлинского университета после возникновения нацистской угрозы эмигрирова...Сверхкраткий философский словарь
  11. левин куртнемецкоамериканский психолог. Профессор Психологического института Берлинского университета. В г. эмигрировал в США где работал в Стэнфордском и Корнельском университета...Словарь конфликтолога
  12. левин курт. Познань . Ньютон шт. Массачусетс США нем. и амер. психолог. С в США. Был близок к берлинской школе гештальтпсихологии но в отличие от др. е представителей занимался пр...Советский философский словарь
  13. левин куртнемецкоамериканский психолог внесший заметный вклад в развитие социального менеджмента. Профессор университетов Берлина Корнельского и штата Айова директор Исследовательс...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  14. левин куртноября февр. нем. психолог. Проф. Берлинского инта психологии. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США где преподавал в Станфордском и Корнеллском ун...Философская Энциклопедия (в 5 томах)