100 великих психологов

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ

Известный советский психолог и педагог, занимавшийся разработкой проблем памяти, Леонид Владимирович Занков родился в 1901 г. В 1922-1925 гг. он учится в МГУ на факультете общественных наук. Здесь Занков знакомится с Выготским и под его руководством участвует в экспериментальных педагогических исследованиях по проблемам памяти. После окончания университета Л.В. Занков был оставлен в аспирантуре Института психологии при Московском госуниверситете, где под руководством того же Выготского начинает исследование психики и особенности обучения аномальных детей. Вклад психологической школы, основанной Л.В. Занковым, заключается в следующем: с одной стороны, последователи Занкова разделяли господствующие в советской психологии взгляды о единстве сознания и деятельности, памяти как условии, форме и результате деятельности человека. С другой стороны, работа Занкова и его учеников непосредственно практическая, заключающаяся в прямой перестройке, интенсификации и оптимизации учебного процесса в целом. В специальной психологической литературе, посвященной исследованиям Занкова, принято выделять четыре линии его исследований мнемических процессов. Первой линией является генетический анализ мнемической деятельности. Новаторство Занкова в этой области заключается в том, что он показал возрастающее значение характера задачи, связанной с задействованием памяти, по мере увеличения фактического интеллектуального возраста. Второй линией исследования Занкова и его учеников является анализ проявлении приемов мнемической деятельности, что может быть определено как выявление уровней использования навыков логического структурирования материала. Факты, полученные в результате многочисленных экспериментов на детях различного возраста и различной степени умственного развития, свидетельствовали об огромной роли таких общелогических методов анализа запоминаемого материала, как приемы обобщения, группировки материала, использования смысловых связей. Таким образом, ученые пришли к следующему выводу: именно накопленные способы умственной деятельности, а не созревание способности запоминать и не взросление организма, как это было принято считать среди зарубежных психологов, определяли возрастные различия и различия при норме и патологии в развитии ребенка. В начале 1930-х гг. лично Л.В. Занковым были проведены эксперименты на отстававших в умственном развитии детях, направленные на демонстрацию специфики так называемого опосредованного запоминания, что было навеяно работами А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского. Как результат было доказано, что представление о преобладании механической памяти на первых этапах умственного развития является упрощенным и не всегда соответствует действительности. Даже у умственно отсталых детей и детей дошкольного возраста наблюдалось использование смысловых связей, более легкое запоминание логически построенного, структурированного материала. Третьим направлением исследований Занкова и его психологической школы считается анализ расхождения между определенной мнемической задачей и реальным содержанием запоминаемого материала. Впервые было найдено, что содержание материала оказывает чрезвычайно сильное влияние на характер процесса запоминания одновременно с поставленной перед человеком задачей запоминания и даже вопреки ей. То есть смысловые связи внутри запоминаемого материала сознательно или бессознательно играли роль самостоятельной мнемической задачи, причем мешая или, наоборот, способствуя человеку запомнить что-либо. Четвертая линия исследования была посвящена специфике неосознаваемой переработки информации, хранящейся в памяти человека, и проявлению этих процессов в форме изменений продуктивности памяти с течением времени. Результаты этих исследований в значительной мере инициировали будущие исследования по психологии и психофизиологии эвристических, интуитивных процессов. Так, было выявлено, что бессознательная переработка информации в памяти, проявляющаяся в феноменах реминисценции, латентного запечатления, структурирования вспоминаемого, у взрослых по сравнению с детьми (а у детей старшего школьного возраста по сравнению с детьми младшего школьного возраста) обнаруживается более отчетливо. Так называемый феномен парадокса установки при запоминании осмысленного материала привлек внимание Л.В. Занкова еще в 30-х гг. XX в. Причем он был одним из первых советских психологов-экспериментаторов, обративших внимание на этот парадокс, хотя в то время среди психологов-экспериментаторов бытовало мнение о том, что установка на точность припоминания должна повлечь за собой исключительно дословное воспроизведение материала, подлежащего усвоению. Даже в настоящее время среди многих педагогов (особенно это распространено в школах) бытует мнение о том, что настоящее обучение неразрывно связано с дословным заучиванием материала, с так называемым «зазубриванием». Л.В. Занков же доказал, что когда испытуемым предлагают как можно точнее воспроизвести определенный материал, то есть-реализуется установка на запоминание, при анализе содержания воспроизведенного материала находят, что запоминание текста происходит не буквально, слово за словом, а через охватывание определенных смысловых единиц. Исследования Л.В. Занкова и его последователей поставили перед психологами и педагогами острейшие и по сей день актуальные проблемы составления смысловых единиц текста такого состава и содержания, чтобы детям было легче запоминать учебные тексты. Данная проблема в настоящее время волнует не только психологов и педагогов, но и специалистов в области математической лингвистики, кибернетики, информатики, поскольку ими предлагалось решить данную проблему путем определения точного числа смысловых единиц в материале. Более половины работ Л.В. Занкова и его последователей по проблемам памяти посвящены вопросам обучения и диагностики детей с аномалиями умственного и сенсорного развития. Эти работы внесли огромный вклад в развитие такой отрасли педологии, как дефектология, и эти работы по сегодняшний день остаются актуальными и используются на практике для обучения и реабилитации детей с дефектами интеллекта и сенсорики. Кроме вышеупомянутого, Л.В. Занков занимался исследованием дифференциальной психологии, анализом содержания мышления, его операций и развития, что представляет ценнейшие экспериментально-методические находки, успешно применяемые и по сей день. Леонид Владимирович Занков скончался в 1977 г.

  1. занков, леонид владимировичРод. ум. . Психолог специалист в области психологии обучения общей психологии дидактики. Создатель дидактической системы развивающего обучения. Действительный член АПН Р...Большая биографическая энциклопедия
  2. занков леонид владимировичроссийский психолог дефектолог педагог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития см. умственного развития уровень одним из первых стал употреблять э...Большая психологическая энциклопедия
  3. занков леонид владимировичЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ сов. психолог педагог дефектолог ученик Л. С. Выготского. Деление трудов З. на педагогические и психологические весьма условно. В его творчес...Большой психологический словарь
  4. занков леонид владимировичЗАНКОВ Леонид Владимирович российский психолог и педагог действительный член АПН РСФСР действительный член АПН СССР . Под руководством Занкова создана дидактическая си...Большой Энциклопедический словарь V
  5. занков леонид владимировичроссийский психолог дефектолог педагог ученик и последователь Л. С. Выготского. Др педагогических наук . Д. чл. АПН РСФСР . Окончил факт общественных наук Московского унт...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  6. занков, леонид владимировичпедагог психолог дефектолог действительный член АПН др педагогических наук . С вл научноисследовательскую работу в Москве в НИИ дефектологии в директор в НИИ теории и...Педагогический терминологический словарь
  7. занков леонид владимировичЗанков Леонид Владимирович . отечественный психолог. В гг. работал учителем воспитателем заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С. Выготского ...Психологический словарь
  8. занков леонид владимирович. отечественный психолог. Биография. В гг. работал учителем воспитателем заведующим сельскохозяйственной детской колонией. Учился у Л.С.Выготского. В защитил докторску...Психологический словарь II
  9. занков леонид владимирович[. . Варшава . MocKBaj педагог нсихолог дефектолог д. ч. АПН др пед. наук . Окончил фт обществ. наук Моск. унта . Преподавал в сел. школе Тульской обл. работал воспита...Российская педагогическая энциклопедия