100 великих пророков и вероучителей

ОСИРИС

Согласно представлениям древних египтян, изначально миром правил Ра — бог солнца и творец Вселенной. Однако утомленный земными хлопотами и людским непослушанием он удалился на небеса, оставив свое место сперва сыну — богу воздуха Шу, а затем внуку — богу земли Гебу. Осирис, о котором дальше пойдет речь, принадлежал к четвертому поколению богов. О его рождении миф повествует следующее. Геб вступил в тайную связь со своей сестрой богиней неба Нут, но связь эта была открыта ревнивым Ра, который проклял Нут и объявил, что она не сможет разрешиться от бремени ни в одном из месяцев года. Однако бог мудрости Тот, тоже влюбленный в богиню, в награду за ее благосклонность к нему стал играть в шашки с Луной и каждый раз выигрывал 1/70 часть ее света. Эти части, сложенные вместе, составили пять дней, которые он и добавил к 360 дням прежнего года. В первый из этих дней Нут родила Осириса, и в момент его прихода в мир некий голос возвестил, что «родился властелин всей земли». Во второй день родился Хор. На третий день в мир пришел Сет. (Он не появился, как положено, в свое время, а вышел из бока матери через рану, которую нанес ей.) На четвертый день в болотах Дельты родилась Исида, а в последний — Нефтида. (Что касается их отцов, то первые двое были зачаты Ра, Исида — Тотом, а Сет и Нефтида — Гебом.) Позже Сет взял в жены Нефтиду, а Осирис — Исиду. Происходившие от богов дети Нут поначалу должны были жить на земле среди людей как простые смертные, хотя и заняли здесь далеко не последнее положение. Осирис стал первым царем Египта, а также первым просветителем и вероучителем человечества. Он был мудрый правитель — следуя его наставлениям, народ вышел из нищеты и варварства. Осирис научил египтян земледелию, садоводству и виноделию, врачебному искусству и строительству городов, дал им основной свод законов. Он также обучил их почтительности к богам, которой они раньше не имели, и культовому служению. Когда Египет благодаря ему стал процветающей и преуспевающей страной, брат Сет задумал лишить Осириса власти и при помощи хитрости убил его. Это злодеяние он усугубил новым — разрубил тело несчастного и разбросал его куски по всей стране. Однако жена Осириса, его сестра Исида, сумела разыскать их. Ра, сжалившись над ней, послал на землю шакалоголового бога Анубиса. Тот собрал члены Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. После этого Исида в виде соколицы опустилась на труп мужа и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Вероломный Сет долго разыскивал племянника, чтобы убить, но так и не нашел. Исида вскормила и воспитала сына, скрываясь от всего мира в болотах Дельты. Когда же Гор вырос и возмужал, он вызвал обидчика на суд богов и потребовал вернуть ему наследство Осириса. После длительной тяжбы, продолжавшейся 80 лет, боги признали иск Гора справедливым и удовлетворили его. Гор стал новым царем Египта и сумел воскресить отца, дав ему проглотить свое волшебное око. Однако, Осирис не пожелал возвращаться на землю — он остался в Преисподней царем мертвых, предоставив Гору царствовать над живыми. Таков в общих чертах миф об Осирисе. Его содержание известно нам по книге греческого историка Плутарха, по нескольким египетским папирусам и по бесчисленным изображениям. Древние египтяне могли и непосредственно видеть страсти Осириса во время священных мистерий. Можно понять, почему его судьба так волновала их. Ведь Осирис воплощал в их глазах идею существа, бывшего одновременно богом и человеком, испытавшего во время жизни на земле страдания и гибель и потому способного сочувствовать им в их болезнях и смерти. Если поначалу в Осирисе видели бога умирающей и воскресающей природы, то в дальнейшем на первый план в нем выступили черты бога, дарующего бессмертие. Египтяне верили в то, что и они, признававшие учение Осириса, разделят с ним его победу над смертью, вновь ожив для загробного бытия. С каждым поколением значение обожествленного Осириса становилось все больше и больше. Уже в XXV в. до Р.Х. его почитали во всех уголках Египта, а спустя тысячу лет Осирис сделался чем-то вроде национального бога — ему приписали атрибуты великих космических богов старших поколений, и он считался теперь не только богом и судией умерших, но также создателем мира и всего сущего. Будучи, согласно мифам, сыном Ра он оказался теперь во многих отношениях более великим и занял место рядом с отцом на небесах. В позднейшие времена Осириса стали считать источником и началом богов, людей и вещей. Так в одном из гимнов мы читаем: «Слава тебе, Осирис, Благой Бог, великий Бог, царь вечности, владыка постоянства…» В другом месте: «Хвала тебе, Осирис, владыка вечности, чьи обличия разнообразны, чьи свойства величественны…». И в третьем: «Сущность твоя, Осирис, темнее (чем всех других богов), ты — луна, находящаяся на небе, ты делаешься юным, когда ты желаешь, ты делаешься молодым, когда ты хочешь, и ты Нил великий на берегах в начале нового года; люди и боги живут влагой, которая изливается из тебя, и я нашел также, что твое величество — это царь преисподней». Как видим, в некоторых своих ипостасях Осирис отождествлялся с Нилом, Ра и другими богами. Но прежде всего вокруг фигуры Осириса кристаллизовались все представления египтян о загробном, потустороннем мире. Мы имеем достаточно точное понятие о них благодаря сборнику заупокойных текстов, имеющих условное название «Книга мертвых» (С глубокой древности эти тексты записывали на стенах пирамид или гробниц, но в своем законченном виде сборник сложился только в VII–VI вв. до Р.X., когда был составлен канон из 165 изречений.) Согласно верованиям египтян, человек помимо физического тела (оно называлось хат — этим словом обозначали все то, чему присуще разложение) обладал еще и несколькими душами. Хат помещали в гробницу после мумификации и предохраняли от смерти с помощью амулетов, магических церемоний, молитв и формул. С телом особым образом был связан ка — духовный двойник человека, его жизненная сила. Ка рождался и рос вместе с человеком, имел его недостатки и достоинства. Он мог существовать и независимо от физического тела, свободно перемещаться по земле или возноситься на небо и там беседовать с богами. Египтяне полагали, что он мог есть, пить, наслаждаться ароматами благовоний. Наконец существовало еще ба, или высшее сознание в человеке, вместилище его чистых идей. Ба обладало способностью становиться телесным или бестелесным, однако считалось, что оно было эфирной субстанцией. Ба могло оставить гробницу и подняться на небеса, где, согласно верованиям египтян, наслаждалось вечным существованием во всем его великолепии. В некотором роде оно являлось вместилищем жизни. Когда ба возвращалось в тело, человек оживал. Египтяне верили, что после смерти человека тело его пребывало в преисподней у Осириса, ба — на небе, куда оно отлетало, стремясь воссоединиться с первоисточником жизни — Солнцем-Pa, а дух ка жил в гробнице. («Твоя душа (ба) живет на небе Ра, — читаем мы в одном из текстов, — твое ка божественно перед богами, твое тело пребывает в преисподней у Осириса».) Основной целью заупокойного ритуала было магическое воскрешение хат умершего. Для этого было необходимо, во-первых, сохранить тело в таком состоянии, чтобы ба и ка могли с ним соединяться; во-вторых, обеспечить существование ка в гробнице, а, в-третьих, найти душу ба, вернуть ее в тело и оживить последнее. Все это достигалось мумификацией трупа, строительством гробницы, жертвоприношениями и особыми погребальными ритуалами. В древности посмертная судьба человека определялась главным образом состоянием гробницы и заупокойным культом. Поэтому строительство гробницы было главной заботой тех египтян, которые имели средства на сооружение вечного дома. Фараоны начинали строить гробницы с первых дней правления, а многие вельможи в древнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как на важнейшее событие своей биографии. В связи с этим надо помнить, что гробница для египтян была не саркофагом, не склепом в нашем смысле слова, а — домом. Художники и скульпторы изображали на ее стенах покойника в лучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей, слуг, красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений; нарисованные виллы и зернохранилища, камыши и птицы, стада коров и овец. Все это, по глубокому убеждению египтян, в известные моменты оживало, и покойник, попадая в привычную обстановку, мог наслаждаться вечным счастьем в своей гробнице-доме. Позже возникло представление о посмертном воздаянии. Судьба умершего ставилась в зависимость от того, какой приговор вынесет ему Осирис и другие боги, участвовавшие в суде Особую проблему представляла дорога на это судилище. Путь умершего пролегал через множество областей подземного мира и через многие чертоги, двери которых охранялись враждебными существами. Ему также необходимо было переправляться в ладье через подземные реки, получать помощь от богов и властителей разных областей. «Книга мертвых» обеспечивала его текстами и формулами, которые следовало повторять вслух для достижения цели. Но эти формулы оказывались бессильными перед очами всезнающего судии Тут защитой умершему служила только праведно прожитая жизнь. 125-я глава «Книги мертвых» содержит длинный Шречень грехов, за которые следовало наказание. Покойный соответственно лжен был уверить судий в том, что он их не совершал. Он говорил: «Я не делал зла… Я не лгал никому… Я не ловил в силки птиц богов… Я не отводил течение воды… Я не крал… Я не уменьшал жертв. Я не восставал… Я не говорил зла против царя… Я не презирал богов…» Слова его, впрочем, не принимались на веру. На одном из египетских рисунков мы можем видеть изображение загробного суда- Осирис сидит на троне, в короне, с жезлом и плетью царя. Наверху изображены 42 бога различных областей Египта, которые образуют судилище. В центре зала суда стоят весы, на которых боги Гор и Анубис взвешивают сердце покойного. На одной чаше весов находится сердце, на другой — статуэтка богини правды. Если сердце и правда весили не одинаково, покойника пожирало страшное чудовище Амамат. Но если чаши весов уравновешивались, покойный признавался оправданным и его душа могла вознестись на небо и разделить с богами небесные наслаждения. (Причем она не просто пребывала вместе с Ра в его ладье, но и сливалась с ним. В главе 42 «Книги мертвых» умерший говорит: «Нет членов моего тела, которые бы не были членами бога. Бог Тот соединил мое тело, и я есть Ра день за днем».) Следует подчеркнуть, что по мере расширения представлений о могуществе Осириса, его культ становился все более демократичным. Если в древности Осирис являлся по преимуществу царским богом (и каждый фараон, умирая, уподоблялся Осирису, а его наследник — Гору), то в дальнейшем каждый египтянин, обращаясь с молитвой к своему умершему отцу, называл его Осирисом, а себя- Гором. В позднейших заупокойных текстах любой умерший объявлялся тождественным с Осирисом Это отождествление имело мистический смысл — в плане причастности всех людей к природе божества. Таким образом, осирическое учение пришло к очень важному представлению о всеобщем равенстве людей перед нелицеприятным судией мертвых.

  1. осирисЕгипетский бог мертвых бог плодородия. Почитался и в Греции. Легенда рассказывает что Осирис был царем в Египте. Его брат Сет хитростью лишил Осириса жизни. Осирис был во...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. осирисегип. бог производительных сил природы властитель загробного мира старший сын Геба и Нут брат и муж Исиды брат Нефтиды и Сета отец Гора. Унаследовав власть над Египтом О....Античный мир. Словарь-справочник
  3. осирисosiris древнеегипетский бог смерти изображавшийся в виде мумии. О. его супруга Исида и сын Гор являются персонажами мифа о циклах растительного мира. Расчлененные останки...Археологический словарь
  4. осирисОСИРИС в др.егип. мифологии один из наиболее почитаемых богов культ крого из г. Бусириса где он первоначально почитался в сер. го тыс. до н. э. распространился по всей ст...Большая советская энциклопедия
  5. осирисв древнеегипетской мифологии один из наиболее почитаемых богов культ которого из г. Бусириса где он первоначально почитался в середине го тыс. до н. э. распространился по...Большая Советская энциклопедия II
  6. осирисОзирис в древнеегипетской мифологии бог умирающей ивоскресающей природы брат и супруг Исиды отец Гора покровитель и судьямертвых....Большой энциклопедический словарь II
  7. осирисОСИРИС Озирис в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы брат и супруг Исиды отец Гора покровитель и судья мертвых....Большой Энциклопедический словарь V
  8. осириса ч.i мф.i У давньогипетськй релг бог рослинност виноробства вмираючо та воскресаючо природи володар потойбчного свту....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. осирисОсирис Озирис один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта воплощавший собой плодородие и возрождение побеждающее смерть. Изображался в виде мумии держащ...Древнеегипетский словарь-справочник
  10. осирисгрецизиров. форма егип. имени Усир в егип. миф. бог производит. сил природы царь загробного мира. Согл. упоминаниям в др.егип. текстах и рассказу Плутарха О. был старшим ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  11. осирисгрецизиров. форма егип. имени Усир в егип. миф. бог производит. сил природы царь загробного мира. Согл. упоминаниям в др.егип. текстах и рассказу Плутарха О. был старшим ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  12. осирисОсирис в мифах древних египтян бог производительных сил природы царь загробного мира. Старший сын бога земли Геба и богини неба Нут брат и муж Исиды отец Гора. Царствуя ...Исторический словарь
  13. осирисОсирис егип. бог производительных сил природы властитель загробного мира старший сын Геба и Нут брат и муж Исиды брат Нефтиды и Сета отец Гора. Унаследовав власть над Ег...Мифологический словарь
  14. осирисОсирис Осирис а и Озирис а...Орфографический словарь
  15. осирисОрфографическая запись слова осирис Ударение в слове Осирис Деление слова на слоги перенос слова осирис Фонетическая транскрипция слова осирис [асирс] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  16. осирисOsris главный египетский бог вместе с Изидой наиболее почитаемый во всем Египте. Hdt.u . Он находится в ближайшем отношении к Изиде их считали братом и сестрой от брака...Реальный словарь классических древностей
  17. осирисБог в египетской религии. Один из немногих антропоморфных образов египетской религии.Источник Религиозный словарь Синонимы бог озирис серапис...Религиозные термины
  18. осирисОсирис а и Озирис аСинонимы бог озирис серапис...Русский орфографический словарь
  19. осирисOsiris миф....Русско-немецкий словарь по искусству
  20. осирисОзирис в др.егип. мифологии бог умирающей и воскресающей природы брат и супруг Исиды. Античные греки отождествляли О. с Дионисом также под именем Сараписа. Культ О. носил...Сексологическая энциклопедия
  21. осирисегип. греч. егип. бог мертвых и плодородия тесно связанный с теологич. истолкованием егип. понятия о царе. Изображался в виде человека с мумифицированным телом и знаками ...Словарь античности
  22. осирисЕгипетский бог...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  23. осирисОСИРИС егип. Древнеегипетский бог брат и муж Изиды научивший египтян земледелию письменам ремеслам он был убит братом Тифоном и душа его перешла в быка Аписа. Объяснение ...Словарь иностранных слов русского языка
  24. осирисОзирис древнеегипетский бог супруг Исиды отец Гора. Первоначально бог ежегодно умирающей и возрождающейся природы. Был убит злым богом Сетом и воскрешен Исидой. Воскрес...Словарь исторических терминов
  25. осирисОзирис. Египетский бог сын бога земли Геба убитый своим братом Сетом. Его жена Исида собирает тело Осириса по кусочкам и зачинает от него Гора. Каждый умерший фараон в св...Словарь религий, обрядов и верований
  26. осирисОсирис Озирис Серапис Словарь русских синонимов. осирис сущ. колво синонимов бог озирис серапис Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бог озирис серапис...Словарь синонимов II
  27. осирисОсирис Озирис Серапис...Словарь синонимов
  28. осирисгреч. Osiris древнеегип. бог культ которого в сер. го тыс. до н. э. из г. Бусириса где он первоначально почитался распространился по всей стране центром культа О. стал г...Советская историческая энциклопедия
  29. осирисОСИРИС Озирис в египетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы брат и супруг Исиды отец Гора царь загробного мира....Современная энциклопедия
  30. осирисОСИРИС Озирис в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы брат и супруг Исиды отец Гора покровитель и судья мертвых....Современный энциклопедический словарь
  31. осирисосирис озирис в древнеегипетской мифологии первонач. бог плодородия позднее бог подземного царства олицетворял ежегодно умирающие и воскресающие силы природы....Толковый словарь иностранных слов
  32. осириса ч. мф. У давньогипетськй релг бог рослинност виноробства вмираючо та воскресаючо природи володар потойбчного свту....Толковый словарь украинского языка
  33. осирисУдарение в слове ОсирисУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Осирис...Ударение и правописание
  34. осирисОсирис или Озирисi наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате De Iside и подтверждаются бесчисленными намеками в иер...Энциклопедический словарь
  35. осирисили Озирисem наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате De Iside и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифи...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  36. осирисВзвешивание сердца умершего. Рисунок из Книги мертвого Ани около до н. э. Британский музей. Лондон. Осирис Озирис греческое Osiris от египетского имени Усир в древне...Энциклопедический справочник «Африка»
  37. осирисОСИРИСдревнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии со свободными кистями рук держащих символы царской власти. Считалось что некогда...Энциклопедия Кольера II
  38. осирисдревнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии со свободными кистями рук держащих символы царской власти. Считалось что некогда он пр...Энциклопедия Кольера
  39. осирисОсирисOsiris . Главный египетский бог супруг Изиды первый насадитель культуры в Египте победивший брата своего злого Тифона. Он считался также богом солнца отцом бога Гор...Энциклопедия мифологии