100 великих пророков и вероучителей

ИЕРЕМИЯ

Фигура пророка Иеремии возвышается скорбным силуэтом у конца Первого Иудейского царства. Хотя в писаниях его нельзя найти каких-либо новых доктрин (все, чему учил Иеремия, уже было сказано его предшественниками), все же явление его составило целую эпоху в истории общественного сознания евреев. Годы его служения совпали с печальным временем, когда перемалывались прежние гордые представления иудеев о своем богоизбран-ничестве, и они постепенно свыкались с участью гонимого и унижаемого народа. Роль Иеремии в переживаемой метаморфозе была едва ли не самой значительной. Известно, что перелом общественного сознания — процесс трудный и болезненный, и в то время, когда многие продолжали жить образами и иллюзиями славного прошлого, Иеремия был послан Господом открыть народу глаза на истинное положение вещей. Задача эта была горькой и неблагодарной. Ибо всякий раз, когда евреев охватывала ложная надежда на спасение, когда они воодушевлялись религиозным и национальным патриотизмом, он должен был вновь и вновь бросать им в лицо горькие слова о том, что ничего уже поправить нельзя, что несчастья их не временные и не случайные, что они не кончаться завтра, а напротив, будут усугубляться с каждым годом. Никого из своих современников пророк не смог вразумить. Его бого-вдохновенные речи не дошли до их сердец. Напротив, каждое слово Иеремии рождало в них злость и ненависть; власть имущие гнали и преследовали его, но Иеремия упорно продолжал свое служение. И только следующие поколения евреев осознали огромное значение Иеремии в своей духовной истории и поставили его в ряд величайших пророков. И эта посмертная слава была вполне заслуженной, ибо книги Иеремии закаляли дух, воспитывали стойкость и учили каждого иудея оставаться самим собой не только в пору величия, но и в годы унижений. Родился Иеремия около 642 г. до Р.Х. в священническом городе Анафофе в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Он был сыном священника Хелкии и предназначен Богу еще прежде своего рождения, как сказал об этом Сам Господь: «прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». На пророческое служение Иеремия был призван в 627 г. до Р.Х. еще совсем молодым человеком. Поначалу он ужаснулся своей судьбе и попытался отвести ее от себя. Он сказал: «О, Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь отвечал ему: «Не говори: «Я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя». «И простер Господь руку свою, — продолжает Иеремия, — и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: «Вот, Я вложил слова Мои в твои уста. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать…». Это случилось в дни иудейского царя Иосии (Иошии, который правил в 640–609 гг. до Р.Х.). В то время иудеи, хотя внешне и хранили верность Господу, внутренне были далеки от истинного служения Ему — подчинялись чужеземным обычаям и служили языческим идолам. Даже в самом Иерусалиме возле Храма Господня были поставлены идолы, которым приносились жертвы. Иеремия выступил против иноверия, смело провозглашая Слово Господне и во дворе храма, и при воротах города, и в царском дворце, и в темнице. С самых первых своих проповедей он не уставал повторять, что иудеев ждет возмездие за их отступничество, и возмездие это придет со стороны северных царств. В одном из его пророчеств мы читаем: «И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих… Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что уклонились от Меня и пошли за суетою и осуетились, и не сказали: «Где Господь, Который вывел нас из земли египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?» И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделалось мерзостью. Священники не говорили: «Где Господь?», и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я еще буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар и иврведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды… Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, и пророки их, — говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лицо; а во время бедствия своего будут говорить, «встань и спаси нас!». Где же боги твои, которых ты сделал себе9 — пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя… О, род! внемлите вы слову Господню: «Был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе»?» С такими и подобными речами Иеремия неоднократно обращался к своим современникам. И вскоре иудеи на себе ощутили горькую справедливость его слов. Политические невзгоды и бедствия для Иерусалима начались на 31-м году царствования Иосии. В 609 г. до Р.Х. он выступил против египетского фараона Нехо, который вторгся с большим войском в Азию и готовился завоевать Сирию и Финикию, только что освободившиеся от ассирийского господства. Битва эта закончилась поражением иудеев. Сам царь был ранен стрелой и умер вскоре после возвращения в Иерусалим. Царем стал сначала его сын Иоахаз, а потом брат его Иоаким. Между тем Иеремия предрек еще более страшные бедствия. Однажды в храме он провозгласил: «Так говорит Господь. «Если вы не послушаетесь Меня в том, чтобы поступать по закону Моему, который Я дал вам… — то с домом сим Я сделаю то же, что с Силомом, и город сей предам на проклятие всем народам земли»». (В Силоме еще до основания своего царства евреи хранили ковчег Господень. Пока народ был верен Завету, Бог пребывал с ним, когда же изменил, Господь перестал охранять святыню — храм в Силоме был разрушен, а ковчег захватили враги.) Священники, пророки и весь народ иудейский возмутились против Иеремии, схватили его и сказали: «Ты должен умереть; зачем ты пророчествуешь именем Господа и говоришь: дом этот будет как Силом, и город сей опустеет, останется без жителей?» Пророка хотели убить и повели его в суд, однако судьи его оправдали. Иеремия не успокоился на этом — он отправился во дворец и выступил с обвинениями перед самим царем. Он сказал: «Так говорит Господь: «Производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить в ворота дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колесницах и на конях; сами и слуги их и народ их. А если не послушаете слов сих, то Мною клянусь, что дом сей сделается пустым». Ибо так говорит Господь дому царя иудейского: «… Я сделаю тебя пустынею и города необитаемыми и приготовлю против тебя истребителей, каждого со своими орудиями… И многие народы будут проходить через город сей и говорить друг другу: «За что Господь так поступил с этим великим городом?» И скажут в ответ: «За то, что они оставили завет Господа Бога своего и поклонились иным богам и служили им». Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об уходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей…» Так говорит Господь о Иоакиме, сыне Иосии, царе иудейском: «… Ослиным погребением будет он погребен; вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима… Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь пристыжен и посрамлен за все злодеяния твои…» За эти дерзкие и бесстрашные слова Иеремия был схвачен и в оковах препровожден в темницу. Однако прошло совсем немного времени, и пророчество его свершилось, царь вавилонский Навуходоносор (Набукудурриуцур II) в 603 г. до Р.Х. захватил Иерусалим, взял в плен Иоакима и вместе с юношами из царского и знатных княжеских родов отправил в Вавилон. Самому Иоакиму на этот раз удалось сохранить престол — признав себя данником вавилонян, он возвратился в Иерусалим. Царь не терял надежды освободиться от зависимости и вынашивал планы восстания. Иеремия пытался предостеречь его от этого пагубного шага — послал во дворец свиток со своими писаниями, но Иоаким сжег его, а пророка повелел схватить и казнить. Иеремия, предвидя это, успел скрыться. Последующие события показали, что царь напрасно не слушался советов пророка. В 597 г. до Р.Х. Навуходоносор, узнав о тайных сношениях иудейского царя с Египтом, второй раз подступил к Иерусалиму и без боя овладел им. Многие жители были перебиты, а Иоакима Навуходоносор велел казнить. Царем стал его сын Иехония. Но он правил всего сто дней. Затем Иерусалим был в третий раз взят вавилонянами. Царь, вся знать и 10 тысяч человек отборного населения были переселены в Вавилон. Престол перешел к сыну Иосии Седекии (Цидкии). Судьба старшего брата Иоакима ничему его не научила, и он думал только о том, как освободиться от власти вавилонян. В это время было слово Господнее к Иеремии. Господь сказал ему: «Сделай себе узы и ярмо и возложи их себе на шею, пойди к Седекии и скажи от Моего имени: «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли, великим могуществом Моим и простертою мышцею Моею, и отдал ее, кому Мне благоугодно было. И ныне Я отдаю все эти земли в руку Навуходоносора, царя вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы и цари великие. И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю вавилонскому, и не поклонит шеи своей под ярмо царя вавилонского, — этот народ я накажу мечом, голодом и моровою язвою…» В то же время Иеремия отправил письмо в Вавилон к плененным иудеям, которые жили в ожидании скорого возвращения на родину. Пророк старался излечить их от этих беспочвенных ожиданий и предупреждал их, что пленение будет долгим. Он писал: «Стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали дочерей и сыновей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь… Ибо так говорит Господь Савоаф, Бог Израилев: «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим…» Ибо так говорит Господь: «Когда исполнится в Вавилоне семьдесят лет, тогда я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на родину…» В течение восьми лет Седекия хранил верность вавилонянам, но потом соединился с египтянами в надежде, что те помогут ему разгромить Навуходоносора. Однако вавилонский царь напал на Иудею раньше, чем его противники успели объединиться. Разорив всю страну, он подступил к Иерусалиму и начал его осаду. Египтяне пытались помочь Седекии, но были разбиты. Больше иудеям не на кого было рассчитывать. В течение восемнадцати месяцев они мужественно выдерживали упорную осаду и штурмы вавилонян. Осаждавшие подвели к стенам крепости насыпи и соорудили высокие башни, с которых обстреливали защитников города. Иудеи терпели жестокий голод, множество их пало от рук врагов и болезней. В этот критический момент Иеремия призвал народ покинуть обреченный город. Он обратился к осажденным с такими словами: «Так говорит Господь. «Кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив». Так говорит Господь: «Непременно передан будет город сей в руки войска царя вавилонского, и он возьмет его». Разгневанный царь велел схватить пророка и бросить его в глубокую яму во дворе тюрьмы. Позже он был освобожден, но содержался под стражей. В 587 г. до Р.Х., когда силы иудеев оказались окончательно подорваны, вавилоняне ворвались внутрь укреплений. Узнав об этом, Седекия пытался бежать, но был захвачен в плен. Навуходоносор приказал перебить всех сыновей царя, выколоть ему глаза и в оковах отослать в Вавилон. Вавилоняне разграбили Иерусалим, а затем разрушили его до основания. Разрушен был и Храм Господень, а его сокровища расхищены. Всех оставшихся в живых иудеев угнали в Вавилонию. Иудейское царство перестало существовать. Иеремию Навуходоносор приказал освободить и впредь не чинить ему никаких притеснений. Пророк поселился сначала в Массифе, но, когда она была разорена непокорившимися иудеями, он переселился в Египет, в город Тафнис. Он чувствовал, что жизнь его подходит к концу, и пробегал ее всю мысленным взором. Как не походили друг на друга эпохи его молодости и старости! На том месте, где некогда лежала богатая и цветущая страна, теперь в полном смысле слова простиралась пустыня: города лежали в развалинах, все население было угнано на чужбину. Но пророк знал, что история Иудеи не окончилась — пройдя через горнило распада и разгрома, она начинала теперь долгий путь к возрождению. И вот, незадолго до смерти он пишет последнюю книгу, которую отправляет в Вавилон. Тон ее разительно отличался от всего того, что ему приходилось говорить прежде — на место суровым обличениям и горькой нелицеприятной правды, которую он всегда смело бросал в лицо народу, пришли слова надежды и утешения. Иеремия писал: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с Израилем и Иудой Новый Завет. Он будет не таким, какой Я заключал с их праотцами, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Хотя они нарушили Мой Завет, Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот Завет, который Я заключу с Израилем после тех дней, говорит Господь; Я вложу Закон Мой в них самих и на сердцах их напишу его; и стану Я для них Богом, а они будут Моим народом. Не нужно уже будет им учить друг друга познанию Бога: все они от малого до великого будут знать Меня, говорит Господь, ибо прощу Я беззакония их и не буду вспоминать грехов их. Так говорит Господь, который дал солнце для света днем, а луну и звезды для света в ночи, Который волнует море так, что шумят его волны; Яхве Савоаф — имя Его».

  1. иеремияИеремияstrong е. бога возвеличит. Ср. Еремей....Ты и твоё имя (список имён)
  2. иеремияИеремия евр. Йирмейя Ийрмейяху. Значение имени спорно предположит. Яхве возвысит strong двое гадитян пришедших к Давиду в Секелаг Пар strong вениамитянин пришедший к Дав...Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. иеремияЕрмиягу. Иеремия т. е. Бог возвышает сын Хелкии священника в Анафофе. Уже в юных годах Господь призвал его быть пророком. Когда Иеремия по причине своей юности отказывалс...Библейский энциклопедический словарь
  4. иеремияИеремия Иегова основывает устанавливает а Цар. Цар. Иер. из Ливны отец предок Хамуталиб Пар. аналог. Азриилав Пар. аналог. Берахаг Пар. аналог. Афайд Неем. Нее...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  5. иеремиявозвышенный возвеличенный Богом имя нескольких лиц упоминаемых в Ветхом Заветеа Цар. отец Хамутали из Ливны матери царя Иоахаза.б Пар. из глав полуколена Манассиина жи...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. иеремияе гг. в. Анатот Иудейское царство после до н. э. Египет в иудаизме второй из так называемых больших пророков см. Пророки. Пророческую деятельность начал в юношеском во...Большая Советская энциклопедия II
  7. иеремияИЕРЕМИЯ древнееврейский пророк нач. вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета носящей имя Иеремии составляют проповеди и изречения Иеремии записанные им и его сподвижни...Большой энциклопедический словарь III
  8. иеремияИЕРЕМИЯ древнееврейский пророк нач. вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета носящей имя Иеремии составляют проповеди и изречения Иеремии записанные им и его сподвижн...Большой Энциклопедический словарь V
  9. иеремияИрмейаху второй из т.н. больших пророков Ветхого завета. Согл. Ветхому завету род. в жреч. семье в сел. Анатот близ Иерусалима. Деятельность И. связана с последними года...Древний мир. Энциклопедический словарь
  10. иеремияИрмейаху второй из т.н. больших пророков Ветхого завета. Согл. Ветхому завету род. в жреч. семье в сел. Анатот близ Иерусалима. Деятельность И. связана с последними года...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  11. иеремияИеремия древнееврейский пророк начала вв. до н.э. Основу книги Ветхого Завета носящей имя Иеремии составляют проповеди и изречения Иеремии записанные им и его сподвиж...Исторический словарь
  12. иеремияИеремия Jeremiah род. ок. г. до н.э. др.евр. пророк времен правления царя Иосии. Видя усиление воен. могущества Вавилона И. убеждал в бесполезности сопротивления и неизб...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  13. иеремияИеремияstrong и м. Стар. форма имени Еремей см. Отч. Иеремиевич Иеремиевна....Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  14. иеремияИеремиявозвышенный возвеличенный Богом имя нескольких лиц упоминаемых в Ветхом Заветеа Цар. отец Хамутали из Ливны матери царя Иоахаза.б Пар. из глав полуколена Манасс...Полная популярная библейская энциклопедия
  15. иеремияодин из библейских пророков. Жил в вв. до н.э. его служение длилось лет. Пророчества Иеремии были собраны и записаны его сподвижником Барухом....Религиоведческий словарь
  16. иеремияпророк VI в. до Р.Х. один из четырех великих ветхозаветных пророков сын свящ. Хелкии из Анафофа городка вблизи Иерусалима. Иеремия с юности был призван Господом к пророче...Русская энциклопедия
  17. иеремияСинонимы еремей имя пророк...Русско-китайский словарь
  18. иеремияИеремия и муж.em Стар.em форма имени см.em Еремей.Отч.strong Иеремиевич Иеремиевна. Словарь личных имн Иеремия См. Иеремий. День Ангела. Справочник по именам и именинам И...Словарь личных имен
  19. иеремияиеремия сущ. колво синонимов еремей имя пророк Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы еремей имя пророк...Словарь синонимов II
  20. иеремияевр. возвеличенный Богом второй пророк Иудейского народа сын священника Хелкии. еремей имя пророк...Словарь церковнославянского языка
  21. иеремияевр. Иегова отвергающий второй из четырех великих пророков Израиля. Начал свое пророческое служение во дни царствования иудейского царя Иосии конец VII в. до Р.X. Был сви...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  22. иеремиябибл. ветхозаветный пророк Пророку Иеремии Посв. Ес еремей имя пророк...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  23. иеремияИЕРЕМИЯ библ. ветхозаветный пророк Пророку Иеремии Посв. Ес II...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  24. иеремиядр.евр. Ирмейаху второй из т. н. больших пророков Ветхого завета. Согласно Ветхому завету род. в жреч. семье в сел. Анатот близ Иерусалима. Деятельность И. связана с пос...Советская историческая энциклопедия
  25. иеремияИЕРЕМИЯ еврейский пророк начала вв. до нашей эры. Основу книги Ветхого Завета носящей имя Иеремии составляют проповеди и изречения Иеремии записанные им и его сподвижн...Современная энциклопедия
  26. иеремияИЕРЕМИЯ древнееврейский пророк нач. вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета носящей имя Иеремии составляют проповеди и изречения Иеремии записанные им и его сподвижни...Современный энциклопедический словарь
  27. иеремияИЕРЕМИЯ Раифский ум . ок. христианский монах преподобномученик подвизался в Раифской пустыне на берегу Красного м. Убит во время нашествия арабов. Память в Православной ...Современный энциклопедический словарь
  28. иеремияRzeczownik Иеремия Jeremiasz...Универсальный русско-польский словарь
  29. иеремияИЕРЕМИЯ древнееврейский пророк нач. вв. до н. э. Основу книги Ветхого Завета носящей имя Иеремии составляют проповеди и изречения Иеремии записанные им и его сподвижн...Энциклопедический словарь естествознания
  30. иеремиявторой из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был. из Анафофа близ Иерусалима начало его пророческой деятельности относится к му году царствования Иосии. Бл...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона