100 великих казаков

ТКАЧЕВ ВЯЧЕСЛАВ МАТВЕЕВИЧ

1885–1965) Генерал-майор. Начальник авиации белой Русской армии (1920 год) Родился в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области. Происходил из потомственных дворян Кубанского казачьего войска. В 1904 году окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, в 1906 году — столичное Константиновское артиллерийское училище. Был выпущен хорунжим во 2-ю Кубанскую казачью батарею. В 1910 году сотник Вячеслав Ткачев стал офицером-воспитателем в Одесском кадетском училище. К тому времени кубанский казак уже всей душой полюбил воздухоплавательное дело и закончил частную авиационную школу Одесского аэроклуба. После ее успешного окончания по собственному желанию был откомандирован снова в казачью конную артиллерию. В 1912 году поступает в Севастопольскую офицерскую школу авиации. После трех месяцев обучения в декабре того же года сдает выпускные экзамены на звание военного летчика. Затем начинается служба в киевской 3-й авиационной роте вместе с прославленным русским асом П. Н. Нестеровым. Был награжден золотым жетоном Киевского общества воздухоплавания с надписью «За наиболее выдающийся в России перелет в 1913 году». Этот перелет протяженностью в 1500 верст был совершен по маршруту Киев — Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар с целью тренировки в продолжительности полетов и ориентировки на незнакомой местности. …Первую мировую войну казачий подъесаул Вячеслав Ткачев встретил командиром 20-го авиационного отряда, приданного штабу 4-й армии. Первыми боевыми заданиями авиаторов на Юго-Западном фронте стали полеты на разведку вражеских сил. Он стал первым в русской армии георгиевским кавалером среди военных летчиков. Свой первый подвиг в небе он совершил 12 августа 1914 года. В высочайшем приказе о награждении орденом Святого Георгия 4-й степени подъесаула Вячеслава Михайловича Ткачева писалось: «Награждается… за то, что… произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин — Белжеце — Ополе — Юзефов — Анополь — Боров — Госцерадов — Уржендов — Красник — Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения. И, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника. Вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником». За годы Первой мировой войны военный летчик вырос до полковничьего чина и был награжден четырьмя боевыми орденами, а также французским «Военным крестом». В мае 1917 года получил в награду за результативные воздушные разведки (у Тарнополя, в районе рек Золотая и Гнилая Липы, Стыри, под Луцком) и воздушный бой с вражеским «Альбатросом», вооруженным пулеметом, Георгиевское оружие — саблю с надписью «За храбрость». Ткачев в 1916 году стал командующим 11-м авиационным дивизионом, затем инспектором авиации армий Юго-Западного фронта. В июне 1917 года был назначен исполняющим делами начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего. То есть В. М. Ткачев стал командующим всей авиацией Российской армии. Его перу принадлежит первое в истории военной авиации России пособие по тактике ведения воздушного боя. Оно под названием «Материал по тактике воздушного боя» было издано в Петрограде в 1917 году. В конце ноября 1917 года полковник Ткачев покинул Могилевскую Ставку и уехал на Кубань. Там он вступает в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший у Майкопа. Попал в плен и чудом избежал расстрела (за него заступились казаки-кубанцы). После занятия Кубанской области белой Добровольческой армией, в марте 1919 года сформировал в Екатеринодаре 1-й Кубанский авиационный отряд. В мае того же года отличился с ним в операции у станицы Великокняжеской, где совместно с авиационным отрядом Донской армии действовал против частей красной 10-й армии и кавалерийских дивизий С. М. Буденного и Б. М. Думенко. Был ранен с земли у села Ивановка винтовочной пулей во время одной из атак противника с воздуха. После этого участвовал в боях на Царицынском направлении. Был назначен начальником авиации Вооруженных сил Юга России. Оказавшись в Крыму, генерал-майор В. М. Ткачев вступил в должность начальника авиации Русской армии генерала П. Н. Врангеля. Кубанский казак стал одним из первых бойцов Белого движения, награжденных (22 июня 1922 года) орденом Святого Николая Чудотворца. В те годы Ткачев показал себя талантливым организатором взаимодействия авиации с сухопутными войсками в ходе Гражданской войны. Такое взаимодействие осуществлял на практике. Во время прорыва фронта белых в Северной Таврии кавалерийской ударной группой Д. П. Жлобы, угрожавшей захватом города Мелитополя, разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации. Результаты этой воздушной операции превзошли все ожидания. Белая авиация с 15 по 21 июня 1920 года в долине реки Юшанлы сумела полностью деморализовать ударную группу Жлобы, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение. Сам Жлоба за понесенное поражение был снят со своего поста и отдан под суд. В своих мемуарных воспоминаниях Врангель неоднократно упоминает генерала Ткачева, называя его «выдающимся летчиком», и пишет, что в боях против красной конницы Жлобы «наши аэропланы оказали нам неоценимые услуги…» Оказавшись в белой эмиграции, генерал-майор Ткачев поселился в Югославии. Там он работал редактором журнала «Воздухоплавник гласни», некоторое время служил в инспекции авиации Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевства СХС). Написал ряд пособий для югославской авиации. Проживал в городах Нови-Сад и Земун. В антисоветской деятельности участия не принимал. В годы Второй мировой войны работал начальником внеклассного воспитания русской молодежи мужской и женской гимназий города Белграда. С занятием советскими войсками Белграда был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта и отправлен (этапирован) в Москву. Там его обвинили «в сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации». В августе 1945 года 60-летнего белого генерала Ткачева осудило Особое совещание при МТБ СССР на десять лет содержания в лагерях ГУЛАГа. Он был выпущен на свободу «с поражением в правах» и без права жить в больших городах. Поселился в Краснодаре, где жил у своей племянницы. Работал в артели инвалидов имени Чапаева переплетчиком. Несмотря на нищенское существование, написал книгу «Русский сокол», которую посвятил своему другу — легендарному военному летчику капитану Нестерову. Другая его книга, «Крылья России», была частично опубликована в журнале «Кубань» в 1962 году. Жена В. М. Ткачева при приближении советских войск к Белграду уехала во Францию. В 1960-х годах она обратилась к президенту этой страны генералу Шарлю де Голлю с просьбой предоставить ее мужу, как награжденному французским «Военным крестом» в годы Первой мировой войны, гражданство Франции. Де Голль такое согласие дал, и за его подписью в Москву пришел вызов. Советские органы дали разрешение на выезд из СССР. Но Вячеслав Матвеевич отказался покинуть Отечество. Командующий авиацией Российской армии в 1917 году, он же начальник авиации врангелевской Русской армии в 1920 году, не дожил до своего 80-летия всего несколько месяцев. Он был похоронен на краснодарском Славянском кладбище. В сентябре 1995 года на доме, в котором последние годы жил В. М. Ткачев, установлена мемориальная доска.

  1. ткачев, вячеслав матвеевичгенералмайор авиации. Окончил Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище. В г. был выпущен во ю Кубанскую казачью батарею. ...Большая биографическая энциклопедия
  2. ткачев вячеслав матвеевичкуб.рожд. г. ст. Келлермеской. Окончив Аракчеевский кадетский корпус и Константиновское артиллерийское училище в первом офицерском чине вышел в Кубанскую каз. батарею. ...Казачий исторический словарь-справочник